Понятие, функции, место и формы

Тема 8. ОСНОВНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ (ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ)

  1. Основное таможенное оформление: понятие, функции, место и формы.
  2. Таможенное оформление товаров с применением грузовой таможенной декларации.
  3. Декларант. Его права и обязанности.
  4. Иные участники таможенного оформления. Их права и обязанности.

1. ОСНОВНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:

ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, МЕСТО И ФОРМЫ

Согласно ст. 123 ТК РФ товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, а также товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, подлежат декларированию таможенным органам Российской Федерации. А основное таможенное оформление как раз базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу либо таможенный режим которых изменяется.

Декларирование — это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершении действия такого режима. Ее суть заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу России либо ранее уже перемещенных и таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров и транспортных средств таможенными органами выполняет следующие основные функции:

- обеспечения таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах, а также об иных товарах, находящихся под таможенным контролем и подлежащих декларированию;

- подтверждением законности совершаемых лицом, про изводящим декларирование (т. е. декларантом), тех или иных действий в отношении помещаемых им под избранный таможенный режим товаров и транспортных средств;

- контрольную функцию: на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений фактическим данным, т. е. осуществляют таможенный контроль товаров и транспортных средств.

Декларирование производится путем заявления лиц установленной форме (устной, письменной, электронной) точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности). Устная форма применяется в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами. Письменная форма является основной формой декларирования,,а декларирование в форме подачи сведений в электронном виде на магнитных носителях информации является вспомогательной формой и используется одновременно с письменной формой в случаях декларирования с использованием грузовой таможенной декларации.

Заявляемые при декларировании сведения должны объективно и полно отражать фактические данные о товарах и транспортных средствах. Заявление недостоверных сведений является нарушением таможенных правил и влечет административную ответственность.

Нормативными правовыми актами ФТС России установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу России и помещаемые под таможенные режимы выпуска для свободного обращения и экспорта, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, декларируются путем предоставления в таможенный орган письменного заявления, составленного в произвольной форме, если:

– таможенная стоимость товаров, декларируемых по одному заявлению, не превышает суммы, эквивалентной 100 евро;

– товары не являются в соответствии с актами Российского законодательства объектами налогообложения;

– импорт или экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений;

– в поданном заявлении отражены все необходимые для таможенных целей сведения.

Транспортные средства, используемые для международных перевозок товаров и пассажиров, декларируются путем представления в таможенный орган транспортных (перевозочных) документов.

Товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами не для коммерческих целей, декларируются в порядке, определяемом специальными нормативными актами ФТС России, на бланках формы ТД–61. Декларирование же физическими лицами пересылаемых в упрощенном льготном порядке товаров осуществляется путем подачи в таможенный орган заявления лица в письменном виде, составленного по форме, приведенной в Приложении к Приказу ФТС России от 24 ноября 1999 г. N 815 (с изменениями и дополнениями от 10.03.2000 г.) «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации». Все остальные товары декларируются путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации (ГТД). Причем на практике помимо ГТД широко применяются также и другие виды таможенных деклараций, но они либо непосредственного отношения к основному таможенному оформлению не имеют, либо имеют такое отношение, но носят вспомогательный характер.

В соответствии с положениями ст. 171 ТК ТС таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые ФТС России. При этом эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств таможенному органу. Въезжающие на таможенную территорию России порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, подлежат декларированию не позднее трех часов после пересечения таможенной границы России, а выезжающие из России транспортные средства не позднее, чем за три часа до пресечения таможенной границы. Иные сроки для подачи таможенной декларации установлены в случае перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров не для коммерческих целей в сопровождаемом ими багаже: таможенная декларация в этом случае подается в таможенный орган одновременно с представлением самих товаров.

Таможенная декларация принимается таможенным органом в порядке, определяемом ФТС России. При этом согласно положениям ч. 3 ст. 175 ТК ТС, таможенный орган не вправе отказать в принятии таможенной декларации.

Для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, как при их вывозе из России, так и при ввозе в нее, участники внешнеэкономической деятельности должны соблюдать следующий порядок:

1) получить разрешение на занятие внешнеэкономической деятельностью посредством регистрации в таможенных органах, т. е. зарегистрироваться в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности;

2) заключить договор (контракт) на производство, куплю–продажу товара, на товарообменные (бартерные) операции, на транспортировку, погрузочно–разгрузочные, страховые и иные операции, связанные с хранением, экспертизой и иными действиями в отношении товаров;

3) получить в случае необходимости соответствующие лицензии на импорт или экспорт определенных видов товаров, разрешения на вывоз или ввоз определенных количеств товаров или на определенную сумму (количественных или стоимостных квот), т. е. выполнить существующие в данный момент меры экономической политики государства;

4) оформить соответствующие товарно–транспортные и иные документы, отражающие все необходимые вопросы относительно наименования, качества, количества, классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их стоимости, условий поставки, страхования, транспортировки и прочих условий;

5) доставить товары и документы на них в согласованное с таможенным органом место (например, на склад временного хранения);

6) задекларировать товары (произвести их декларирование) по установленной форме;

7) уплатить все необходимые налоги и сборы или предоставить необходимые гарантии такой уплаты;

8) распоряжаться товарами только после их выпуска в свободное обращение или помещения их под иной таможенный режим.

Для производства таможенного оформления таможенные органы вправе требовать также и целый ряд иных документов, окончательный перечень которых определяется должностными лицами таможни. Например, для отдельных товаров обязательно предъявление так называемого сертификата безопасности, а при импорте товаров из развивающихся стран и в некоторых других случаях также и сертификата происхождения товаров. Кроме того, могут потребоваться документы санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, документы, необходимые для проверки заявляемых сведений, для ведения таможенной статистики и пр.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: