В развитии искусства Украины за полтора века — с середины XVII по конец XVIII столетия — можно четко выделить три этапа

На первом этапе (вторая половина XVII—начало XVIII в.) искусство характеризуется большой монументальностью и декоративностью, в нем своеобразно переплетаются черты Ренессанса и барокко с национальными традициями. Произведения зодчества отмечены строгостью и ясностью объемно-пространственной композиции; декор (колонки, фронтончики, ниши), выполненный из кирпича, занимает, как живопись и скульптура, в украшениях здании скромное место.

На втором этапе (1720-е годы—середина XVIII в.) искусство характеризуется тяготением к героизации образов. Архитектура, живопись и скульптура отличаются пышностью и богатством композиций, нарядной декоративностью и красочностью, характерными чертами украинского барокко.

На третьем этапе (вторая половина XVIII—конец XVIII в.) в искусстве наблюдается постепенный отход от барочных приемов. В архитектуре декор становится более сдержанным, в живописи и монументально-декоративном искусстве композиции становятся все более утонченными, а декор —рафинированным. К концу этого этапа наблюдается тенденция возврата к строгой тектонике и равновесию.

Архитектура. В западных землях Украины, оставшихся под властью шляхетской Польши, почти прекращается каменное строительство. Разъедаемая шляхетской анархией, Польская держава переживает глубокий кризис. Наблюдается упадок экономики городов. Бедным и бесправным украинским мещанам большое строительство было не под силу, они могли сооружать лишь небольшие деревянные храмы, скромное жилье и хозяйственные постройки.

В то же время на Левобережной Украине усиленно начинает развиваться феодальное хозяйство казацкой старшины, монастырей и городов, которые вследствие развития внутреннего и внешнего рынков, а также развития ремесленного производства превращаются в крупные центры экономики, культуры и общественно-политической жизни.

Строительство, как и в предыдущие эпохи, в основном ведется из дерева. Из камня возводятся только жилые дома старшин, важные общественные здания и культовые сооружения.

Большое число сохранившихся памятников деревянного зодчества XVII—XVIII веков позволяет нам нарисовать не только более полную картину, но и кратко очертить особенности отдельных школ.

Общенародный подъем после освободительной войны 1648— 1654 годов и свержение ненавистной польско-шляхетской неволи нашли проявление во всех областях культуры. Казацкие и мещанские "громады" (общины) наперебой спешат соорудить в своих местечках и селах стройные и торжественные храмы. Но все же Украина строила свою жизнь, держа в одной руке меч, а в другой орало. Не было ни времени, ни средств возводить здания из прочных материалов. Под руками был хоть и недолговечный, но зато дешевый и доступный материал — дерево. В него-то и вдохнули жизнь народные таланты.

Интенсивная работа творческой мысли не менее ярко, чем в деревянном зодчестве, наблюдается и в каменном строительстве. Конец XVII—начало XVIII века характеризуется поисками новых средств выражения, утверждением новых эстетических идей и громадным размахом строительства

Построенные во многих городах величественные соборы или высокие колокольни придавали таким городам, как Киев, Чернигов, Полтава, Переяслав, Глухов, Стародуб,оригинальность и красоту, необычайно обогащая их силуэт, подчеркивая активную роль архитектуры в ландшафте. Большое строительство развертывается также и в монастырях. Наиболее яркими образцами монастырских ансамблей являются Густынский, Преображенский в Новгороде-Северском, Елецкий и Троицкий монастыри в Чернигове, Киево-Печерская лавра в Киеве, которые часто помимо новых зданий включают в свой состав также и более древние сооружения. Поставленные всегда на высоком холме у излучин реки, они органически включают свою торжественную архитектуру в живописный украинский пейзаж. Монастырские, порой еще оборонительные стены с башнями по углам, надвратными церквами-колокольнями охватывают громадный двор с главным собором и причудливо разбросанными в живописном беспорядке зданиями келий, часовен и храмов.

В застройке городов преобладают деревянные жилые дома, среди которых выделялись нарядной архитектурой малочисленные каменные культовые, общественные и жилые здания казацкой верхушки.

Образ многих монастырских и светских зданий, возведенных в то время на Украине, создавался теми же средствами, что и образ дома Лизогуба. Особенно хороши здания келий Троицкого монастыря и Коллегиума в Чернигове с сочной пластикой их стен и разнообразными деталями украшений. В обоих зданиях вертикали башен и куполов подчеркиваются горизонтальной протяженностью основных объемов.

В каменном культовом зодчестве также все усилия направлены на создание величественных храмов с просторными и светлыми интерьерами, с праздничной и нарядной внешней архитектурой. В их образах выражалось гордое сознание силы, торжество украинского народа в его великой борьбе с поработителями. В связи с новыми эстетическими запросами общества древний тип трехнефного собора подвергается дальнейшей модификации.

Намеченная в храме Белостока линия развития шестистолпного трехнефного здания достигает в конце XVII— начале XVIII века логического завершения в храмах Левобережной Украины. Их западные лестничные башни сильно акцентируются, между ними устраивается низенький неглубокий притвор, а трансепт выступает двумя ризалитами с севера и юга. Купола иногда располагают по продольной оси, а иногда пять куполов ставят крестообразно и к ним добавляют еще два купола на западных башнях. Благодаря различной системе в постановке куполов, их количеству, а также различному оформлению фасадов почти одновременные соборы Богоявления и Николы в Киеве (1690—1696, мастер Осип Старцев), Троицкий в Чернигове (1679— 1695, мастер И. Баптист), Мгарский (1682, мастера И. Баптист, М. Томашевский) и Крестовоздвиженский в Полтаве (1696—1709) отмечены большим разнообразием.

Жизнерадостный и торжественный облик Никольского собора в Киеве Старцев создает тем, что массы здания он облегчает стройными башнями и выступами трансепта, на огромных плоскостях фасадов помещает, подобно светским зданиям, большие окна в два яруса и соразмерные храму белокаменные резные порталы.

Подобно внешнему облику, и интерьеры этих храмов построены на контрасте арочных членений трехъярусных боковых нефов и громадного центрального удлиненного нефа, открытого в сторону иконостаса, занимающего всю ширину собора. Все же традиционный тип трехнефного храма недостаточно отвечал новым требованиям. Его массив был более замкнут и неподвижен, в нем слабее звучала нота торжественности, чем в башнеобразных храмах. Поэтому наряду с трехнефными храмами разрабатывается тип храма, состоящий как бы из нескольких (одного, трех или пяти) башнеподобных объемов. Высота таких храмов в два-три раза превосходит их ширину или даже длину, и храмы этого типа получили большее распространение, так как их архитектура полнее выражала художественные идеалы народа, подъем его самосознания в один из важнейших периодов его истории. Подобно гигантским мемориальным памятникам, эти храмы поставлены в честь казацких побед и в Киеве, и в Чернигове, и в Харькове, и в Сумах, и в Глухове, и в Прилуках. Они были на виду и всегда напоминали народу о его силе и воинских подвигах. Удивительно ясные и простые по своему построению, богатые по формам, четкие кристаллические массы этих зданий производили огромное впечатление своими мощными силуэтами среди низкой одноэтажной застройки.

На формирование храмов с башнеобразной композицией оказало огромное влияние деревянное зодчество: деревянные "высотные" церкви начали сооружать ранее каменных.

В наиболее распространенных на Украине крестовых в плане каменных храмах встречаются пяти - и девятикамерные варианты в различном сочетании с одно - и пятикупольным венчанием. Наиболее ранняя церковь Благовещения в Седневе (1690) представляет собой крестовую девятикамерную церковь с одним куполом.

У нее, так же как и в деревянных черниговских храмах, низенькие боковые камеры и сильно развитый в высоту массивный центральный объем. Так же как и в деревянных храмах, ее центральная глава — не правильный восьмигранник, а прямоугольник со срезанными углами. Благодаря этому главное помещение раскрывается вверх в виде громадной башни, захватывающей мощью, светлостью и открытостью.

Построенный через десять лет после Седневской церкви Вознесенский собор в Переяславе (1700) является как бы шагом вперед. Благодаря громадной высоте основного объема его пропорции и размеры иные. Центральный купол характерной для украинской архитектуры грушевидной формы очень гармонично слит с общим силуэтом здания. Части здания во входящих углах креста почти одинаковой высоты с основным объемом. Лестницы на хоры устроены в двух западных помещениях, которые открываются в сторону центрального широкими и высокими арками, а камеры во входящих углах — трехъярусными арками, как в деревянных храмах, что создает необыкновенно богатый светотеневой игрой величественный интерьер.

Переступив порог здания, зритель сразу в глубине видел светлое подкупольное пространство и сияющий позолотой иконостас. И чем ближе он подходил к центру, тем величественнее становилось внутреннее пространство. Трехъярусные арки еще больше подчеркивали громадность центрального пространства и высоту купола.

В наиболее ранних пятикупольных храмах: в церкви Николая в Нежине (1668), в Троицком соборе в Густыни (1672—1674) и соборе Крупицкого монастыря близ Батурина (1670-е гг.) стены обильно украшены нишами, придающими фасадам нарядность. Интерьеры этих храмов отличаются сложной расчлененностью. Так, западная часть Густынского храма имеет в толще стен трехъярусные хоры в виде громадных ниш-арок.

Крестовые девятикамерные храмы — церковь Успения в Новгороде-Северском (конец XVII в.—1722), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696—1701), церковь Екатерины в Чернигове (1690— 1715) — в своей архитектуре имеют много общего, что позволяет отнести их к одной школе. Углы этих храмов обработаны пилястрами с перевернутыми вниз волютами оригинальной формы, окна украшены наличниками, колонками и фронтончиками.

Самый совершенный среди них — храм Георгия в Выдубецком монастыре. Четыре мощных граненых купола поставлены крестообразно возле центральной главы. Крупный масштаб глав усиливается контрастом низеньких двухэтажных помещений во входящих углах. На фоне высоких приднепровских холмов, подобно светлому кристаллу, возвышается храм со своими ясными гранеными башнями. Стремительное движение вертикальных линий, перебитое карнизом, смягчается и вновь продолжает устремляться ввысь в прихотливой игре форм барочных кровель сложного грушевидного очертания и как бы растворяется в изящных маковках венчания.

Ясный, величественный и хорошо освещенный интерьер храма можно охватить единым взглядом, так как его боковые ветви объединяются огромными арками с центральным пространством. И собор, и рядом стоящая трапезная (1696—1701), и древний Михайловский собор, и громадные холмы, амфитеатром окружающие монастырь, — все вместе создает незабываемый ансамбль, полный очарования и уюта.

Наконец, особую группу составляют трехчастные в плане храмы: однокупольные (церковь Ильи на Подоле в Киеве, 1692), трехкупольные (церковь на Ближних пещерах в Киеве, 1700). Церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах в Киеве (1696) — трехкупольный храм с четырьмя низенькими часовнями по углам, получивший благодаря этому живописную пирамидальную семикупольную композицию.

Влияние форм деревянного зодчества более отчетливо видно в Николаевской церкви в Глухове (1686), повторяющей тип деревянной церкви с гранеными срубами. Воскресенская церковь в Сумах (1702), являющаяся точной копией трехкупольной деревянной церкви, и Покровский собор в Харькове (1689,), подобно зданиям русской архитектуры, имеют каменный подклет.

Три восьмигранных башнеобразных объема Покровского собора, стоящие на подклете "по московскому образцу", точно так, как в деревянном зодчестве, поставлены очень тесно, что создает стройный силуэт. На уровне подклета храм охвачен аркадой в виде "опасанья" деревянных церквей, а над ним устроена открытая галлерея — подобной конструкцией зодчий удачно погашает распор куполов. В отличие от готики, где для этой цели устраивались многочисленные контрфорсы, не играющие никакой роли в композиции здания, прием Покровского собора — очень важный элемент его образа.

Все в этом храме подчинено стремлению ввысь — и граненые объемы, и узенькие окна с изящными наличниками и тоненькими колонками, опирающимися на фигурные кронштейны в виде "коников" украинской народной архитектуры. Интерьер храма гармонирует с внешней архитектурой, он поражает изяществом, стройностью и высотой. Линии граней башнеобразных объемов стремительно взлетают ввысь и на высоте первого залома начинают сближаться, но в гранях первого восьмерика пирамиды они выпрямляются и устремляются вверх, наконец, еще раз ломаются и сближаются, чтобы в третий раз стремительно взлететь ввысь и сойтись в зените купола. Покровский собор в Харькове, вздымающийся своими тремя башнями-куполами на сорокаметровую высоту, является замечательным творческим достижением украинского строительного гения.

Таким образом, украинское искусство в рассматриваемое время прошло большой путь. Как в деревянном, так и в каменном зодчестве были созданы торжественные и величественные храмы традиционного типа трехнефных зданий и храмы с новой башнеобразной композицией масс (трех- и пятикупольные здания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: