Преподавание - двусторонний процесс. Обратная связь достаточно активная, и иногда существенно влияет на результативность урока как в одну, так и в другую стороны. А потому для понимания и осознания происходящего на проведенном уроке, понимания причин (а что сделал я не так?), существует такой вид деятельности как анализ урока (точнее, во-первых, самоанализ, а затем - помощь коллег, присутствовавших на уроке).
Для анализа проведенного урока и при подготовке к нему следует за основу брать пять основных компонент методической системы.
Схема самоанализа (№ 1)
Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
2. Какие особенности класса были учтены при планировании урока?
3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?
5. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?
6. Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные были созданы на уроке? Насколько они благоприятствовали успешной работе?
7. Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?
8. Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будут ли перегрузки учащихся?
9. Какие выводы на будущее можно сделать из результатов урока?