Урок
Тема: Понятие, сущность и организация государства.
Цели:
· продолжить формирование представлений и знаний по теме: “Сущность и организация государства”.
· знать основные черты государства как политического института общества; основные признаки государства.
· уметь описывать особенности территориального устройства государств на конкретных примерах..
· продолжить формирование умения работать с различными источниками.
Тип урока: изучения новой темы.
Оборудование урока:
· инструкция, модуль для каждого ученика.
· политическая карта мира.
· схема “Политическая система общества”.
· учебник “Обществознание”, А.И.Кравченко, 10 класс.
Основные понятия и термины: государство, политическая система общества, унитарное государство, федерация, конфедерация.
… Всякое государство – продукт естественного возникновения,
Как и первичные общества: оно является завершением их…
Аристотель
№ Учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 Общая цель урока | В процессе учебной работы над заданием вы должны: 1. Продолжить формирование представлений и знаний по теме: “Сущность и организация государства”. 2. Знать:основные черты государства как политического института общества; - основные признаки государства. 3. Уметь:выражать и отстаивать собственное мнение; - описывать особенности территориального устройства государств на конкретных примерах. 4. Продолжить формирование умения работать с различными источниками. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 Входной контроль | Цель:проверить исходный уровень знаний по теме: “Политическая система общества”. Задание I.При каком типе власти - харизматической, традиционной или легальной - происходит следующее: 1. Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем. 2. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. 3. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения другому. 4. Господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. 5. Приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящают институты власти. 6. Служащие получают фиксированное жалованье. 7. Господство основывается на преданности человеку, наделенному некой высшей мистической силой. 8. Подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. А) Харизматическая власть Б) Традиционная власть В) Легальная власть П. Проверьте правильность выполнения задания. III.Определите уровень ваших знаний по схеме: 8 правильных ответов - высокий уровень - “5” 7,6 правильных ответов - средний уровень - “4” 5,4 правильных ответа - низкий уровень знаний- “3” Менее 4 правильных ответов - очень низкий “2” IV. Проанализируйте ошибки | Самостоятельная работа в тетрадях Посмотрите эталон на доске | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 Изучение нового материала | Цель:познакомиться с политической системой общества. Задание: 1.Прочитайте текст учебника на стр. 128, выпишите определение “политическая система общества”. 2.Рассмотрите схему. Какую роль в жизни общества играет государство? Политическая система общества включает: · государство · партии · профсоюзы · организации · движения и преследует определенные цели. | Самостоятельная работа с учебником, словарем и таблицей. Краткий конспект | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 Изучение нового материала | Цель:дать определение термина “государство”, познакомиться с основными признаками государства. Задание: 1.Прочитайте текст учебника на стр.128-129 и выпишите определения “государство”. 2.Заслушайте сообщение учителя о признаках государства и нарисуйте кластер “Признаки государства”. | Самостоятельная работа с текстом учебника и словарем. Заслушать сообщение учителя и сделать записи в тетради. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 Изучение нового материала | Цель:познакомиться с территориальным устройством государства.
Задание:
1.Пользуясь текстом учебника (стр.129-133) выпишите в тетрадь определение “унитарное государство”, “федерация”, “конфедерация”. Заполнить таблицу 1.
2.Привести примеры каждого из типов государств.
Таблица 1.
3. Подумайте, как устанавливались границы постсоветских государств: - по субъективному произволу политических руководителей; - вдоль исторически пролегавших границ; - другим способом.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-5 Выходной контроль | Цель:обобщить полученные знания.
Задание:
1.Рассмотрите таблицу 2. В ней приведены примеры территориального устройства государств. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность государств к той или иной форме территориального устройства.
Таблица 2.
Проверьте правильность выполнения задания. | Письменная работа на контрольном листе. Эталон на доске Взаимоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ- 6 Домашнее задание | Цель:закрепить полученные на уроке знания. Задание: 1.Если ты легко справился на уроке со всеми заданиями, ответь на вопросы 5 и реши Проблемук параграфу 17. 2. Если ты затруднялся - не огорчайся, а еще раз повтори параграф 17 |
Тема урока: Семья в современном обществе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в рамках изучения раздела «Социальная сфера общества».
Цель урока: формирование мировоззренческой позиции через решение проблемы: «Что ждёт государство от семьи?» (Почему 2008 г. в России объявлен годом семьи?).
Задачи урока:
· Обобщить знания обучающихся о семье как важнейшем социальном институте в современном обществе.
· Сформировать навыки и умения точно и безошибочно определять и характеризовать два типа семьи, тенденции современных семейных отношений.
· Развивать креативное мышление.
· Через содержание урока обогащать и усложнять словарный запас обучающихся и смысловой функции их речи.
|
|
· Учить ставить и разрешать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
· Воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям (семья), высокого чувства гражданского долга.
Технология проведения урока: проблемное обучение.
Понятия урока: семья, социальный институт, нуклеарная семья, патриархальная семья.
Оборудование: технологическая карта урока, презентация, макет кристаллической решётки, макет геометрической фигуры – эктаэдра.
План урока:
· Сущность семьи, признаки семьи, определение семьи.
· Два типа семьи (патриархальная – традиционная, современная – нуклеарная).
· Факторы, повлиявшие на переход от одного типа семьи к другому.
· Характерные черты современной российской семьи.
· Современные исследователи о семье
· Что ждёт государство от семьи? Роль семьи в современном обществе.
ХОД УРОКА