Краткое содержание лекционных занятий
ЛЕКЦИЯ № 1.
ТЕМА: Введение в дисциплину, ее цель и задачи.
План
1. Необходимость обеспечения нормативно-правовой основой профессиональной деятельности
2. Понятие «ребенок» и необходимость защиты его прав различными социальными институтами
3. Исторический аспект формирования правовой защиты детей в мире
ЛЕКЦИЯ № 2
ТЕМА: Основные международные документы по правам ребенка
План
1. Конвенции ООН о правах ребенка.
2. Всеобщая декларация прав ребенка.
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
ЛЕКЦИЯ № 3
ТЕМА: Нормативные документы в области защиты прав ребенка в РФ
План
1. Социальная защита детей, детства и отрочества в Российской Федерации.
2. Защита прав детей в основных законодательных документах РФ (Конституция РФ, Трудовой, Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Семейный, Административный Кодексы Российской Федерации)
3. Государственная политика в области семьи и брака (приоритетные национальные проекты РФ).
|
|
4. Основные направления социальной защиты детей, детства и отрочества в Удмуртии.
ЛЕКЦИЯ № 4
ТЕМА: Правовой статус социального педагога
План
1. Должностные обязанности социального педагога. Виды социально-педагогической помощи. Профессиограмма социального педагога.
2. Принципы социально-педагогической деятельности, их характеристика.
3. Специализации социального педагога. Подходы к классификации (В. Г. Бочарова, П. А. Шептенко и др.). Специфика деятельности социального педагога в различных учреждениях, особенности прав и обязанностей.
4. Технологии профессиональной деятельности социальных педагогов различных специализаций.
ЛЕКЦИЯ № 5
ТЕМА: Аттестация СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
План
1. Понятие аттестация и ее виды. Квалификационная характеристика специалиста.
2. Система и опыт профессиональной подготовки социальных педагогов: уровни, принципы. Особенности профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за рубежом.
3. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.
ЛЕКЦИЯ № 6
ТЕМА: Специфика регулирования отношений в деятельности социального педагога
План
1. Психограмма социального педагога. Профессионально важные качества социального педагога.
2. Права социального педагога в различных типах учреждений (школа, детский дом, территориальный центр социальной помощи семье и детям и др.) и их нормативное закрепление.
3. Ценности, установки, мотивы социального педагога как профессионала.
ЛЕКЦИЯ №7
ТЕМА: ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
План
1. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.
|
|
2. Этический кодекс социального педагога.
3. Взаимодействие социального педагога с клиентами, коллегами, социальными институтами. Этические обязательства социального педагога по отношению к клиентам, своим коллегам, административным органам, перед своей профессий, обществом.
Планы семинарских занятий
Семинар 1.
Тема: «Международная защита прав и свобод детей».
(2 часа).
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства.
2. Конвенция ООН о правах ребенка. Ее особенности и пути реализации.
а). Что такое Конвенция ООН о правах ребенка?
б). О содержании Конвенции.
в). Как разъяснять Конвенцию?
г). Пути содействия реализации Конвенции.
д). Контроль за ходом выполнения Конвенции ООН.
3. Комитет ООН по правам ребенка и деятельность стран участниц Конвенции.
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Зарубежный опыт социальной защиты детства.
Задание:
1. Изучить, проанализировать и выписать основные положения Декларации и Конвенции о правах ребенка.
Семинар 2-3.
Тема: «Социальная защита детства в России»
(4 часа)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Социальная защита детства в истории России. Работа в микрогруппах по проблемам:
Проблема №1: Историко-педагогический анализ проблемы социально-педагогической защиты семьи и ребенка.
Проблема №2: Государственная политика защиты детей и социальное воспитание в истории России с древнейших времен до конца XVIII в.
Проблема №3: Государственная политика защиты детства в XIX – н. XX в.
Проблема №4: Православие и социальное воспитание в истории России.
Проблема №5: Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания.
Проблема №6: Практика социального воспитания в н. XX в. Педагогика среды С.Т. Шацкого.
Проблема №7: Социальная защита детства в Советской России.
Проблема №8: Организация социальной защиты детства в современной России.
2. Содержание и принципы современной системы социальной защиты детства.
3. Формы и методы социальной защиты детства.
1. Субъекты социальной защиты детства.
2. Государство в системе социальной защиты детства.
а). Цели и субъекты государственной политики социальной защиты детства.
б). Законодательные и нормативно – правовые акты РФ, в области социально-правовой защиты детства.
в). Государственные социальные стандарты и гарантии социальной защиты детства.
г). Уровни реализации государственной политики по социальной защите детства.
4. Роль и значение неправительственных организаций в реализации прав ребенка.
Задание:
1. Изучить, проанализировать и выписать основные законодательные и правовые акты РФ по защите прав ребенка.
2. Законспектировать Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3. Подготовить реферативное сообщение по статье Ш.А. Амонашвили «В школу – с шести лет» - «Что такое детство» / В кн. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1987.
Семинар 4-5.
Тема: «Нормативно – правовые акты РФ, регулирующие права детей»
(4 часа)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Конституция РФ и права ребенка.
2. Основные кодексы РФ и реализация в них прав и обязанностей детей.
3. Решение социально-педагогических задач.
Семинар № 6
Тема: «Должностные обязанности и сферы специализаций социального педагога»
(2 часа)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Нормативно-правовые документы, определяющие должностные обязанности социального педагога.
2. Должностные обязанности социального педагога. Виды социально-педагогической помощи.
3. Специализации социального педагога и их характеристика.
Задание: Составьте профессиограмму социального педагога (сфера специализации – на выбор).
На основе анализа социально-педагогической деятельности (собственной или по материалам периодической печати) приведите примеры, иллюстрирующие реализацию прав и профессионально-личностных качеств социального педагога в реальной практике, в процессе взаимодействия с детьми, подростками, взрослым населением.
|
|
Проведите самодиагностику по следующим показателям: уровень мотивационной готовности; направленность личности; наличие и уровень коммуникативных умений; особенности эмоционально-волевой сферы; уровень конфликтности; оценку самоконтроля в общении; ведущий тип темперамента; особенности характера и пр.
Определите индивидуально-личностные особенности, которые помогут вам в профессиональной деятельности в качестве социального педагога. Определите свое «проблемное поле», какие особенности личности могут вызвать осложнения в вашей профессиональной деятельности.
Учитывая ваши достоинства, «проблемное поле», профессиограмму социального педагога, спроектируйте программу саморазвития (карту личностного роста).
Семинар № 7
Тема: «Этический кодекс социального педагога»
(2 часа)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Объекты и субъекты взаимодействия социального педагога.
2. Этический кодекс деятельности социального педагога и его содержание.
3. Сравнительный анализ этического кодекса социального педагога и психолога.
4. Ответственность социального педагога перед обществом.
Задание1: Заполните таблицу «Профессиональные знания, умения и качества социального педагога в работе с различными возрастными группами»:
дети | молодежь | взрослые | |
Профессиональные знания | |||
Профессиональные умения | |||
Профессионально важные качества |
Задание 2. Какую роль в становлении профессионализма социального педагога играют мотивы и ценности? Поясните.
Задание 3. Раскройте тарифно-квалификационные требования к социальному педагогу. Какой разряд предоставляется специалисту, освоившему программу высшего профессионального образования?
|
|