Задания. 1. Из научной и справочной литературы1 выпишите определение несобственно-прямой речи, укажите ее основные отличительные признаки от прямой и косвенной

1. Из научной и справочной литературы1 выпишите определение несобственно-прямой речи, укажите ее основные отличительные признаки от прямой и косвенной речи.

2. Прочитайте и сравните два фрагмента из повети А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Объясните, почему при описании первой встречи Алексея и Лизы автор использует прямую речь, а в сцене второго свидания – косвенную? Проведите эксперимент: замените прямую речь косвенной, а косвенную — прямой. Всегда ли можно это сделать? Аргументируйте свою точку зрения. Можно ли сказать, что прямая и косвенная речь в тексте выполняют разные функции? Попробуйте определить их.

Как использование разных способов передачи чужой речи отражает внешнюю и внутреннюю точки зрения в текстах?

1) Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: tout beau, Sbogar, ici... и молодой охотник показался из-за кустарника. «Небось, милая,- сказал он Лизе,- собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да.., нет, барин,- сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой,- боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься,- сказал он ей; - ты мне позволишь идти подле себя?» - «А кто те мешает? -отвечала Лиза,- вольному воля, а дорога мирская».-«Откуда ты?»-«Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?»-«Так точно,- отвечал Алексей,- я камердинер молодого барина»..Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь,- сказала она,- не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин».- «Почему же ты так думаешь?» - «Да по всему».- «Однако ж?» - «Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею. Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее; но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений. «Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями,- сказала она с важностию,- то не извольте забываться». - «Кто тебя научил этой премудрости? - спросил Алексей, расхохотавшись.— Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!» Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась. «А что думаешь? - сказала она,- разве я и на барском дворе никогда не бываю? небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако,- продолжала она,- болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим...» Лиза хотела удалиться. Алексей удержал ее за руку. «Как тебя зовут, душа моя?»-«Акулиной,-отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой;-да пусти ж, барин; мне и домой пора».- «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью кузнецу».- «Что ты? - возразила с живостию Лиза, - ради Христа, не приходи. Коли дома узнают,


что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой, Василий кузнец, прибьет меня до смерти».- «Да я непременно хочу с тобой опять видеться».- «Ну я когда-нибудь опять сюда приду за грибами».- «Когда же?»-«Да хоть завтра».-«Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?» - «Да, да».- «И ты не обманешь меня?» - «Не обману».- «Побожись».- «Ну вот те святая пятница, приду». Молодые люди расстались.

2) С своей стороны Алексей был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение. Заря едва занималась, как он уже был одет. Не дав себе времени зарядить ружье, вышел он в поле с верным своим Сбогаром и побежал к месту обещанного свидания. Около получаса прошло в несносном для него ожидании; наконец он увидел меж кустарника мелькнувший синий сарафан и бросился на встречу милой Акулины. Она улыбнулась восторгу его благодарности; но Алексей тотчас заметил на ее лице следы уныния и беспокойства. Он хотел узнать тому причину. Лиза призналась, что поступок ее казался ей легкомысленным, что она в нем раскаивалась, что на сей раз не хотела она не сдержать данного слова, но что это свидание будет уже последним и что она просит его прекратить знакомство, которое ни к чему доброму не может их довести. Всё это, разумеется, было сказано на крестьянском) наречии; но мысли и чувства, необыкновенные в простой девушке, поразили Алексея. Он употребил всё свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения; уверял ее в невинности своих желаний, обещал никогда не подать ей повода к раскаянию, повиноваться ей во всем, заклинал ее не лишать его одной отрады: видаться с нею наедине, хотя бы через день, хотя бы дважды в неделю. Он говорил языком истинной страсти и в эту минуту был точно влюблен. Лиза слушала его молча. «Дай мне слово,- сказала она наконец, - что ты никогда не будешь искать меня в деревне или расспрашивать обо мне. Дай мне слово не искать других со мной свиданий, кроме тех, которые я сама назначу». Алексей поклялся было ей святою пятницею, но она с улыбкой остановила его. «Мне не нужно клятвы,- сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания». После того они дружески разговаривали, гуляя вместе по лесу, до тех пор пока Лиза сказала ему: пора. Они расстались, и Алексей, оставшись наедине, не мог понять, каким образом простая деревенская девочка в два свидания успела взять над ним истинную власть. Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны, и хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными, но мысль не сдержать своего слова не пришла даже ему в голову. Дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности.

3. Прочитайте фрагмент из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором
описывается расследование происшествия в варьете. Найдите разные способы введения чужой
речи в текст. Определите, кому принадлежит несобственно-прямая речь. Выделите речь
повествователя.

Следствие расположилось: в кабинете! Варенухи, куда и стало по очереди вызывать тех
служащих Варьете, которые были свидетелями вчерашних происшествий во время сеанса. Нужно
сказать, что следствию на каждом шагу приходилось преодолевать непредвиденные трудности.
Ниточка то и дело рвалась в руках.

Афиши-то были? Были..Но за ночь их заклеили новыми, и теперь ни одной нет, хоть убей. Откуда взялся этот маг-то самый? А кто ж его знает. Стало быть, с ним заключали договор?

- Надо полагать, - отвечал взволнованный Василий Степанович.

- А ежели заключали, так он должен;был пройти через бухгалтерию?

- Всенепременно, - отвечал, волнуясь, Василий Степанович.

- -Так где же он?

- Нету, - отвечал бухгалтер, все более бледнея и разводя руками. И действительно, ни в
папках бухгалтерии, ни у финдиректора, ни у Лиходеева, ни у Варенухи никаких следов договора
нет.

Как фамилия-то этого мага? Василий Степанович не знает, он не был вчера на сеансе. Капельдинеры не знают, билетная кассирша морщила лоб, морщила, думала, думала, наконец сказала:

- Во... Кажись, Воланд.

А может быть, и не Воланд? Может быть и не Воланд. Может быть, Фаланд.


Выяснилось, что в бюро иностранцев ни о каком Воланде, а равно также и Фаланде, маге, ровно ничего не слыхали.

Курьер Карпов сообщил, что будто бы этот самый маг остановился на квартире у Лиходеева. На квартире, конечно, тотчас побывали. Никакого мага там не оказалось. Самого Лиходеева тоже нет. Домработницы Груни нету, и куда она девалась, никто не знает. Председателя правления Никанора Ивановича нету, Пролежнева нету!

Выходило что-то совершенно несусветное: пропала вся головка администрации, вчера был странный скандальный сеанс, а кто его производил и по чьему наущению - неизвестно.

4. Разграничьте речь автора и персонажа. Как выражена речь персонажа? Какую роль играют слова автора в организации текста? Определите функцию несобственно-прямой речи.

А) Мальчик лежал на овчине между шоферов. Приткнулся возле Кулубека и во все уши
слушал разговор взрослых. Никто не догадывался, что он даже рад был, что приключился вдруг
такой буран, заставивший этих людей искать прибежища у них на кордоне. Втайне он очень хотел,
чтобы не стихал буран много дней, - по крайней мере дня три. Пусть они живут у них. С ними так
хорошо! Интересно. Дед, оказывается, всех знает. Не самих, так отцов и матерей. (Ч. Айтматов
«Белый пароход»)

Б)Весело ребятам бегать на морозце. У входа в оснеженный сад - явление: продавец
воздушных шаров. Над ним, втрое больше него, -огромная шуршащая гроздь. Смотрите, дети, как
они переливаются и трутся, полные красного, синего, зеленого солнышка божьего. Красота! Я
хочу, дяденька, самый большой (белый, с петухом на боку, с красным детенышем, плавающим
внутри, который, по убиении матки, уйдет к потолку, а через день спустится, сморщенный и
совсем ручной). Вот счастливые ребята.купили шар за целковый, и добрый торговец вытянул его
из теснящейся стаи. Погоди, пострел, не хватай, дай отрезать. После чего он снова надел
рукавицы, проверил, ладно ли стянут веревкой с ножницами, и, оттолкнувшись пятой, лихо начал
подниматься стояком в голубое небо, все выше и выше, вот уж гроздь его не более виноградной, а
под ним - дымы, позолота, иней Санкт-Петербурга, реставрированного, увы, там и сям по лучшим
картинам художников наших. (В.Набоков «Дар»)|

В) Бабушка осторожно прикрывает дверь. Хорошо, что никто не проснулся. Пусть спят, со Христом, тоже намаялись за неделю-то, с почтением, думает она о зяте, дочери и о зятевой сестре, которая приехала из другого города, поступать Вот и шесть часов на будильнике. Прочитав молитву, она садится в ногах у внучки. Очень худо и неприятно сидеть так, без дела. И дела-то много, а они пробудятся в девять, не раньше. Можно бы повязать на спицах, да шерсть как раз кончилась. Надо бы написать сыну письмо, да ведь и бумага и конверты у них в комнате. Сходить бы за хлебом и молоком, но магазин открывается только в восемь часов. Делать пока нечего. Думы сами окружают со всех сторон. А все думы только о них, о детках. Сыновья далеко, но сердце о них болит. Один, офицер, служит в Германии,- это самый младший. Другой живет в Сибири, уехал еще подростком. Одна дочка в Москве, другая - самая старшая - живет в поселке. У той мужик не пьющий, ремесленный. Об них и думать в полагоря, живут хорошо. Сами обзавелись внуками. А вот тутошнюю дочерь, хоть и на глазах, а жаль больше всех. Живут как на вокзале. Сама стала как щепка, с этим мужиком тоже ругается чуть ли не через день. С первым развелась из-за пьянки. Второй хоть и не пьет, зато какой-то обыденной, а не самостоятельный. Сам хуже любой бабы. Спорят о пустяках, а чего бы и спорить? Деньги есть, сыты, обуты. Слава богу, время наладилось, в магазинах всего I полно. Бывало, раньше ситец-то в лавку привезут -покупали по жеребью. А теперь не знают, чего надеть, подарки берут на каждый праздник. А праздники - идут гужом. А меж-то собой? Зачастую как собаки. «Разве этому я ее учила?» - про себя, горько произносит бабушка. (В. И. Белов «Свидания по утрам».)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: