Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Это умение слагается из понимания значений отдельных слов, смысла предложений и установления логической или психологической связи между частями прочитанного.
Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения, что будет рассмотрено нами позднее.
Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы.
Выразительность — это качество громкого чтения, проявляющееся в умении, с помощью интонации передать замысел писателя. Интонация — это совокупность элементов звучащей речи: ударение, темп, тембр, ритм, паузы, громкость голоса. Эти элементы взаимодействуют, дополняют друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения.
|
|
Для того чтобы учащиеся овладели основами выразительной речи, необходимы:
— умение распределить дыхание;
— овладение навыками правильной артикуляции;
— владение нормами литературного произношения.
Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит управлять их своим дыханием и правильно использовать голос. Голос характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, тембром. Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленный темп речи, менять тембр. Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением. Можно научить школьников владеть различными средствами выразительности, выполняя систематически специальные упражнения.
Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как: соблюдение знаков препинания,
—соблюдение логических и психологических пауз,
—соблюдение логического ударения и интенсивности речи,
—умение менять темп и ритм чтения.
Соблюдение знаков препинания — элементарный навык, который начинает формироваться еще в период обучения грамоте, когда дети приучаются к естественному понижению голоса на точке и передаче вопросительной и восклицательной интонации. При этом первоклассников надо учить связывать определенный знак с содержанием предложения и всего текста. Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при таких знаках препинания, как запятая при однородных членах предложения, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и т;п.
|
|
Логические и психологические паузы не зависят, от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей пред ложения. Для выделения наиболее важного слова в предложении перед этим словом или после него делается логическая пауза. Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональной окраске. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, рядом с ярким сравнением или эпитетом. Следует также помнить о коротких паузах в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания, так как они подчеркивают ритмический рисунок стиха.
Логическое ударение предполагает выделение в предложении или
в сложном словосочетаний слова с помощью большой силы выдыхания или изменением тона голоса. Но иногда ударение достигается, наоборот, понижением голоса.
Способствует выразительности также изменение интенсивности речи (силы голоса): громко, тихо, шепотом и т.д.
Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи; ускорять или замедлять темп следует соответственно содержанию. Изменение темпа является хорошим приемом при чтении диалоге разнохарактерных персонажей (Стрекоза и Муравей). Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет и ритмическое чтение.
Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:
1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.;
2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;
3) упражнения в чтении.
Обучение выразительному чтению присутствует на всех эта
пах урока. Первый раз воспринимая произведение, когда читает
учитель, дети слышат образец чтения. Затем направленное вопросами учителя выборочное чтение фактически позволяет соединить анализ содержания с обучением выразительному чтению, так как, учащиеся должны внимательно вчитаться в текст и передать голосом состояние действующих лиц, их особенности.
По ходу разбора уточняется также лексическое значение некоторых слов, точность употребления их автором, смысл фразеологических оборотов.
Повторное чтение после анализа и обобщения нередко проводится в виде чтения в лицах с предварительной подготовкой. Необходимо привлекать класс к оценке чтения учеников.
Чтение учителя всегда должно являться образцом выразительной речи. Иногда учителю нужно обсуждать свое чтение с учащимися, что предупредит слепое подражание. Беседа на эту тему уместна после анализа произведения, возможно обсуждение отдельных отрывков в процессе повторного чтения, сопровождаемого смысловым разбором. При этом учитель обращает внимание на одну-две характерные особенности своего чтения. Как образец используется и фонохрестоматия.
Выразительность чтения зависит и от того, как дети подготовлены эмоционально-психологически к чтению вслух. Словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор заглавий к ним стимулируют учащихся к осмыслению содержания произведения и подсказывают интонацию, с которой надо читать текст или какой-либо отрывок.
Работа над изобразительными средствами языка произведения в процессе повторного чтения направлена на углубление восприятия тех мыслей и чувств, которые ученику предстоит выразить.
Большую помощь в обучении выразительному чтению окажет такой прием, как составление «партитуры» чтения. При обсуждении текста школьниками делаются специальные пометки (составляются «ноты» выразительного чтения), указывающие места пауз, ударений, изменений силы голоса, темпа и ритма. Ударное слово подчеркивается, короткие паузы отмечаются знаком «/», более длинные — «//». Для повышения или понижения голоса употребляются стрелки. Можно делать и словесные пометки: «громче», «замедляя» и т.п.
|
|
Выразительность чтения характеризует его сознательность. Сознательность и выразительность чтения взаимообусловливают друг друга.