Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности

Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все время причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войн). Учитывая, что большинство используе­мых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.

Разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобно­вимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннего дела каждой страны и общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений.

В настоящее время на одно из первых мест в междуна­родных отношениях выходит проблема рационализации при­родопользования и охраны окружающей природной среды. Уже существуют экологические беженцы и экологические войны. Условность государственных границ особенно видна в районах экологических бедствий.

Примером может служить Африка в районах наступ­ления Сахары. Когда-то эта пустыня возникла на месте са­ванн в результате перевыпаса скота, а теперь расширяется со скоростью нескольких километров в год. Население и животный мир, спасаясь от голода и жажды, пытаются пе­реместиться на еще пригодные для жизни территории со­седних государств, что вызывает кровавые столкновения.

Всем стало ясно, что решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельных стран в принципе невозможно. Природный комплекс каждой страны, особенно небольшой по размеру занимаемой террито­рии, какими являются большинство стран мира, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран или даже является их составной частью. Движение воздушных и водных масс, миграция живот­ных не подчиняются государственным границам, и даже по­чвы могут перемещаться в результате пыльных бурь. Транс­граничный перенос приводит к распространению загрязне­ния с территории одной страны на территорию другой. Например, значительная часть загрязнения на терри­торию Канады поступает из США, около 20% серы, веду­щей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы пред­приятий, расположенных в северо-западных районах на­шей страны, серьезно ухудшают экологическую обстанов­ку Финляндии и т. д.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и ус­ловность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна в смысле бережного отноше­ния к природе, с самым разумным природоохранным зако­нодательством и законопослушными гражданами не может быть ограждена от ухудшения качества воды, воздуха, по­чвы, гибели животного и растительного мира.

Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необ­ходимо всячески способствовать развитию международно­го сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле ох­раны природы.

Международное сотрудничество может осу­ществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает более ста лет. Первоначально объек­том заключения договоров и конвенций была охрана тех или иных животных (например, соглашение, заключенное Рос­сией, Японией и США о совместном использовании и охране морских котиков, Конвенция об охране дикой при]. Африки).

В настоящее время заключено около 200 различных международных соглашений, и за каждым стоит тяжелая кропотливая работа по согласованию суверенных интере­сов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества. После рати­фикации каждой конвенции возникает необходимость вне­сения изменений в национальные нормативно-правовые до­кументы, а в некоторых случаях — в серьезных изменени­ях в экономике.

Например, выполнение требований Конвенции по со­хранению озонового слоя может нанести сильный удар по химической промышленности России. Не удивительно, что достигнутые договоренности (особенно при многостороннем сотрудничестве) иногда годами не могут вступить в силу.

На конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружаю­щей среде и развитию 1992 г. ряд соглашений был принят в более мягком варианте, чем предполагалось, а по некото­рым вопросам к единому мнению вообще не удалось прий­ти. В том же году в СНГ вместо широкомасштабного Со­глашения о взаимодействии в области охраны окружаю­щей природной среды пришлось принять более узкий и ме­нее действенный Рекомендательный законодательный акт "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества".

Но даже если какой-либо договор заключен_и вступил в силу, главным стимулом соблюдения его условий являются пока только соображения престижа страны, а этого недостаточно, учитывая вселенскую важность регулируе­мых вопросов. Конечно, в случае обострения какой-либо глобальной экологической проблемы мировое сообщество может использовать и прямое давление, но гораздо ра­зумнее уже сейчас использовать экономические инструменты воздействия. Активную работу в этом направлении ведут такие фи­нансовые институты, как Международный банк реконструк­ции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Существует меж­дународный механизм, в рамках которого Экологический фонд, созданный ВБ, может выкупать часть иностранного долга государства при условии выполнения им определен­ных природоохранных обязательств.

С помощью кредитно-инвестиционных инструментов упомянутые выше банки пытаются поддерживать экологи­чески привлекательные проекты и, наоборот, затруднять финансирование экологически опасных.

Важнейшие документы в системе международных при­родоохранных отношений:

♦ Всемирная хартия охраны природы, провозгласив­шая и взявшая под защиту право всех форм жизни на вы­живание;

♦ Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на при­родную среду;

♦ Конвенция об изменении климата;

♦ Конвенция о биологическом разнообразии;

♦ Конвенция об охране озонового слоя;

♦ Конвенция о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны (СИТЭС);

♦ Декларация по окружающей человека среде, явля­ющаяся сводом основополагающих принципов международ­ного сотрудничества;

♦ Конвенция по водно-болотным угодьям;

♦ Конвенция об охране всемирного культурного и при­родного наследия и еще целый ряд документов.

Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, ко­ординацию совместных усилий по охране природы и при влечению внимания общественности к экологическим про­блемам. Они могут быть межгосударственными (межправи­тельственными) или неправительственными (обществен­ными).

Важнейшей среди межгосударственных организации является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды. Она занимается мо­ниторингом окружающей природной среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения острых проблем современнос­ти, таких, как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв и т. п.

Отдельными сторонами природоохранной деятельности занимаются и другие отделения ООН, такие, как ЮНЕСКО (экологическое воспитание и образование населения, ох­рана всемирного культурного и природного наследия), Ко­миссия по мирному использованию космического простран­ства, Комитет по мирному использованию дна морей и оке­анов за пределами национальной юрисдикции и др.

Медико-санитарные аспекты охраны окружающей сре­ды рассматривает Всемирная организация здравоохранения.

Контроль за соблюдением строительства и эксплуата­ции атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергии, созданное под эгидой ООН в 1957 г. В настоящее время в него входят 120 государств.

Среди международных неправительственных организа­ций важнейшей является МСОП (Международный союз ох­раны природы и природных ресурсов), учрежденный в 1948 г., основными направлениями деятельности которого являются издание Красных книг о редких и исчезающих видах организмов, организация заповедников и нацио­нальных природных парков, экологическое просвещение и т. п.

Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).

Огромный вклад в осмысление современного кризисно­го состояния биосферы внес "Римский клуб" — междуна­родная научная неправительственная организация, создан­ная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли ра­боты по математическому моделированию будущего раз­вития человечества, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, которые помогли бы избежать грозящей в скором времени экологической катастрофы.

Самой известной международной общественной органи­зацией является "Гринпис""Зеленый мир", главным на­правлением деятельности которой является противодей­ствие радиоактивному загрязнению окружающей среды. Все­го в мире действует несколько сотен природоохранных орга­низаций.

Международные форумы. Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является орга­низация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только уче­ных, но и руководителей соответствующих государствен­ных структур вплоть до премьер-министров и президен­тов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом по управлению приро­допользованием, принимаются программы дальнейшего раз­вития и заключаются международные соглашения.

Впервые проблема охраны окружающей природной сре­ды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом, а не только отдельных видов растений и живот­ных была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой конференции было принятие одной из крупнейших научных программ "Чело­век и биосфера''.

Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмс­кая конференция ООН по окружающей среде (1972 г.), день открытия которой — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды, и Конференция ООН по окружа­ющей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Первая способствовала переходу к интенсивному комплексному изу­чению взаимодействия биосферы и человечества и созда­нию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого, экологи­чески приемлемого развития цивилизации в XXI веке.

Важнейшим итогом этой деятельности является призыв к переходу на путь устойчивого развития, обеспечивающий коэволюцию, т. е. совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри био­сферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека — очень быстро, многие процессы деформируются, в частно­сти, многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно со­знательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.

Международное сотрудничество по проблемам ЧС. По данным ООН, за последние двадцать лет почти миллиард жителей Земли испытал на себе послед­ствия стихийных бедствий, в результате, как уже отмеча­лось, погибло около 3 млн человек. В бюджете ЕЭС пре­дусмотрены специальные статьи расходов на совместную защиту населения. Для борьбы со стихийными бедствиями (землетрясения, оползни, наводнения, пожары, сильные снегопады), а также с технологическими авариями и ката­строфами принята программа прогнозирования и предотв­ращения бедствий, ликвидации их последствий и восста­новления разрушенных объектов и связей.

Программа ЕЭС по гражданской защите включает сле­дующие мероприятия:

♦ распространение знаний о защитных мероприятиях и повышение качества обучения;

♦ разработка единой терминологии;

♦ установление единого телефонного номера и выде­ление радиочастот, предназначенных только для сообще­ний в случае бедствий и аварий;

♦ развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников;

♦ организация семинаров, симпозиумов, выставок и других общественных мероприятий;

♦ создание европейской эмблемы ГО и учреждение по­четных наград.

Проблемами ЧС занимается Международная организа­ция гражданской обороны (МОГО), созданная в 1931 г. на учредительной конференции в Париже. Штаб-квартира ее находится в Женеве. В соответствии с уставом цель МОГО — развитие и совершенствование ГО, методов и технологических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с Отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1986 г. ЮНЕП предложил программу (АПЕЛЛ), вклю­чающую:

♦ информирование населения о потенциальных опас­ных производствах, транспортных коммуникациях в райо­не массового расселения;

♦ сотрудничество местной общественности, админист­рации и производственников в деле предотвращения и лик­видации последствий ЧС. Эта программа поддержана и осу­ществляется в РФ, однако участие населения, местной об­щественности в этой важной работе недостаточно.

Имеется также ряд других организаций, занимающих­ся проблемами ЧС. Например, Европейский учебный центр подготовки к стихийным бедствиям (АФЕМ), Европейский центр предотвращения бедствий и прогнозирования земле­трясений (ЕЦПП), находящийся в Греции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: