Системный подход к пониманию взаимозависимости природы и человеческого общества

Для понимания взаимозависимости природы и общества необходимо применять системный подход.

Системность – объективное свойство мира, которое присуще как отдельным его частям, так и миру в целом. Системные принципы организации элементов мира существуют вне зависимости от нашего сознания, они реальны.

Системотехника (Systems Engineering) – наука, которая занимается исследованием систем различного уровня сложности, содержащих элементы различной природы. Системы окружают человека повсюду, с ними он сталкивается и в процессе познания природы, и при использовании природных ресурсов, и в социальной сфере, и при создании и изучении технических систем. Особенным объектом изучения для системотехники является человек. Действительно, человек сам по себе представляет собой сложную систему и практически все его характеристики (от уровня организма до уровня психики и личности) обладают системными свойствами.

Системотехника – молодая наука, она сформировалась в середине XX века, с возникновения в 30-е годы общей теории систем, которое связывают с именем Л.Ф. Берталанфи. К настоящему времени системотехника накопила немалый опыт, предложив новое понимание целостности и взаимосвязанности процессов и событий, порождающих способность к самоорганизации и образованию новых качеств.

В научной литературе слово "система" употребляется в самых разнообразных контекстах. Солнечная система, политическая система, кровеносная система млекопитающих и, наконец, экологическая система.

Слово "система" часто употребляется в смысле "порядок", "упорядочение". Упорядочение – первый этап классификации, представляющий собой довольно высокий уровень познания. Во всех науках присутствует элемент классификации. Химики классифицируют элементы и вещества. Биологи на основе единых качеств систематизируют животный и растительный мир. Каждого человека с детства приучают к системе взаимоотношений с окружающими. Многочисленные народы планеты Земля создают социальные упорядоченные системы, которые служат основой их существования и развития.

Таким образом, из вышесказанного очевидно, что каждая система состоит из взаимосвязанных, взаимодействующих элементов.

Система – это термин для обозначения четвертого уровня принципиально различных видов совокупностей, расположенных по возрастанию их сложности.

Рассмотрим различные виды совокупностей, уровни сложности их организации и отличие этих совокупностей от системы. На первом уровне сложности находится случайное множество – совокупность сущностей, объединенных произвольно, независимо от присущих им качеств.

При этом под сущностями понимается предмет, процесс, явление, знак, свойство чего-либо. Сущности могут быть реальными (предметы) и идеальными (понятия, уравнения).

Сущность – это в данном контексте часть соответствующего (реального или идеального) мира, имеющая достаточно большое с точки зрения проблематики действующего субъекта влияние на существование и развитие определенной части этого мира.

Например, набор случайных чисел, группа пылинок, попавших в солнечный луч, проходящие в какой-то момент по площади люди... – можно найти общее и между пылинками, и проходящими по площади людьми, но в данную совокупность они объединены независимо от присущих им качеств. Иначе говоря: присущие им качества в данном контексте значения не имеют.

На втором уровне сложности организации находится класс – совокупность сущностей, объединенных наличием у всех их минимум одного общего признака, значимого в заданном контексте.

Так, выделяют группы людей по профессии, по имущественному положению, по месту жительства, по возрасту или по другим присущим им признакам, значимым для каждого конкретного случая. Биологи выделяют классы растений, животных. Объединение клеток в организме, имеющих сходное строение или выполняющих одну функцию, или разделение всего живого по способу питания – все это второй по уровню сложности вид совокупностей.

Следующим по уровню сложности является комплекс – совокупность сущностей, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой и создающими возможность проявить свойства отдельных сущностей, которые не могут проявиться вне данного объединения, или создающими возможность получить эффект благодаря сложению недостаточных для этого возможностей отдельных сущностей, входящих в данную совокупность.

Одна рука без какой-либо второй поверхности не может совершить хлопка.

Первый трофический уровень – продуценты – представляет собой комплекс всех зеленых растений в лесу или степи, позволяющий обеспечить питание следующего трофического уровня. На этом примере хорошо просматривается такое свойство комплекса как суммирование характеристик отдельных элементов комплекса в достижении общего эффекта. Еще одним примером биологического комплекса является ткань живого организма как совокупность клеток, выполняющих определенную функцию. Однако, это еще не система.

Вполне правомерно рассмотрение комплекса как единого целого, но не следует смешивать его с системой как с совокупностью следующего по сложности уровня.

Система – совокупность реальных или идеальных (мнимых) сущностей, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой, и создающими новое качество (называемое эффектом системы), которым не обладают ни отдельные эти сущности, ни другие их совокупности.

Для образования системы сущностей их должно быть, как минимум, две. Из одной сущности система состоять не может.

Связи между сущностями могут постепенно или эпизодически меняться, но в целом они должны быть относительно устойчивыми.

Итак, система – это совокупность, состоящая из взаимосвязанных частей. Каждая часть тоже может быть системой ("подсистемой") и выполнять определенные функции в системе. Выход части из системы делает ее другой, не похожей на исходную. Части системы могут быть одинаковыми или различными. Система навязывает каждой из своих частей определенные функции и ограничивает свойства так, что проявляются только те, которые нужны системе. Это осуществляется при помощи внутренних связей. Делить на части (членить) систему можно самым различным образом. Покинув систему, часть ее попадает в окружающую среду, которая – тоже система со своими ограничивающими свойствами.

Молекулу воды можно рассматривать как химический элемент и как систему. Солнечную систему можно рассматривать как компонент Галактики (не вникая в детали) и как систему, структура которой требует изучения.

Обеспечить круговорот веществ в природе может только экологическая система – поле, лес, тайга, болото. Зоопарк, несмотря на то, что здесь имеются животные, являющиеся представителями всех трофических уровней, экосистемой не является.

Система отличается от комплекса образованием в ней принципиально нового качества, называемого, эффектом системы, качества, которого нет ни у одного из составляющих ее компонентов, нет его и у любых других совокупностей этих компонентов, даже у полной их простой суммы. Например можно рассмотреть системный подход как общий метод на модели кадки. Емкость, способность сохранять определенное количество жидкости – это именно эффект системы. Ни один из компонентов кадки, и даже полный набор этих компонентов, сложенный в кучу, хранить какой-либо объем жидкости не может.

Эффект системы прямому воздействию не поддается. Непосредственно на емкость кадки воздействовать невозможно. Эффект системы поддается лишь опосредованному воздействию через воздействие на компоненты, на связи между ними или на то и другое вместе.

Поэтому не следует смешивать разносторонний подход, подход комплексный и подход системный.

Системный подход – это метод анализа и принцип действия, целеполагания и (или) практического воздействия на структуру, согласно которым любые операции со структурой планируются и оцениваются с позиций итогового изменения эффекта системы.

Из определения сущности системного подхода видно главное основание для его применения: именно ради получения нужного эффекта создаются и совершенствуются системы.

Нередко задача ставится иначе: повысить эффективность использования системы путем задания наиболее эффективных режимов ее функционирования. Но в этом случае сущность системы, ее качества не изменяются, и системный подход в этом случае имеет только косвенное значение для общей ориентации.

Необходимо уточнить ряд терминов, поскольку без соответствующих уточнений научные термины употреблять недопустимо, а значение одного и того же термина в науке может изменяться в зависимости от контекста. В данном случае уточняется значение терминов в контексте системного подхода как общенаучного метода.

Состав – это качественно-количественная характеристика набора сущностей, образующих систему.

Так, на принципиальной схеме или на чертеже дается спецификация – каких именно деталей и сколько содержит данное устройство.

Если какая-то сущность рассматривается как единое целое независимо от ее реальной сложности, то она обозначается термином элемент.

Хищники и жертвы будут являться элементами экосистемы. Согласно системному подходу, каждый трофический уровень представляет собой элемент природной экосистемы.

Для повышения эффективности системного анализа и практического действия нередко определенные совокупности сущностей целесообразно рассматривать как подсистемы, если они образуют системы более низкого уровня сложности в рамках рассматриваемой системы (у них, соответственно, должны быть собственные эффекты системы!) или обращаться к метасистеме, в которую составной частью входит и эффект, который обеспечивает анализируемая или управляемая система. Так, по отношению к семье как системе метасистемами оказываются поселение, нация, государство.

Организация в системном подходе означает комплекс способов связи элементов в системе. Это – фактически внутренняя характеристика системы. Когда при разработке какой-либо конструкции указываются места пайки, винтовых соединений или склеивания при уточнении в каждом конкретном случае, что с чем именно соединяется, – речь идет именно об организации. Слово комплекс понадобилось потому, что при соединении элементов в системе употребляются различные способы, но они должны быть согласованы между собой (экранировка, температурные режимы, устойчивость к вибрации и т.д.).

Каждая экосистема состоит из трофических уровней. Таким образом, пищевые связи, обеспечивающие передачу вещества и энергии между трофическими уровнями, представляют собой пример организации в природных экосистемах. Нарушение одной-единственной связи в системе может быть смертельным для экосистемы. Так, появление на поверхности водоема нефтяного пятна блокирует передачу энергии от солнца первому трофическому уровню (водорослям) и препятствует передаче вещества и энергии на последующие трофические уровни.

Структура в методологии системного подхода – это общий термин для обозначения строения системы по ее составу и организации с учетом их взаимосогласованности.

Состав, организация и структура обозначают три исходных характеристики системы, производным от которых и является эффект системы.

Системный подход необходим при обращении к природным, человеческим и социальным системам любого уровня (индивид, семья, бригада, предприятие, поселение, нация, государство, человечество в целом). Необходим он, соответственно, при анализе и решении проблематики формирования и корректировки последующего развития важнейших системных качеств человеческой деятельности.

В системном подходе к индивиду в качестве эффекта системы может рассматриваться его подготовленность к эффективному выполнению тех или иных социальных ролей – работника, семьянина, гражданина и т.д.

В экологии человека как эффект системы можно рассматривать способность экосистемы обеспечивать прогресс общественного развития при условии сохранения здоровья и творческого долголетия ее индивидуумов.

В реальной жизни важен обычно бывает не сам по себе эффект системы, а его проявление в том или ином более общем контексте, а применительно к людям – влияние этого эффекта системы на достижение поставленных ими целей.

В настоящее время очевидно, что обеспечить устойчивое существование и прогресс отдельных сущностей реального мира невозможно без обращения к целому ряду других компонентов этого мира, с которыми данная сущность взаимодействует на том или ином уровне значимости. В частности, говоря о человеке как индивиде, вопросы сохранения и прогресса его биологии требуют рассмотрения его пищи, воды, воздуха, полевых воздействий и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: