В зависимости от критерия классификации можно выделить следующие основные виды рынков:
По тому, что продается на рынке, выделяют:
1. Рынки товаров и услуг включают: рынки товаров потребительского назначения; рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные...); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
2. Рынки средств производства: рынки производственных зданий; рынки орудий труда; рынки сырья, материалов, энергетических ресурсов; рынки полезных ископаемых.
3. Финансовые рынки: рынки капиталов, т.е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
4. Рынки интеллектуального продукта: инновации, изобретения, информационные услуги, произведений литературы, искусства.
5. Рынки рабочей силы, как форма движения трудовых ресурсов.
6.По территориальному признаку выделяют: местные; внутренние; национальные; внешние; международные.
7. С учетом соблюдения законности можно выделить: легальные или официальные; нелегальные или теневые.
|
|
8. По степени ограниченности конкуренции: монопольный рынок; олигопольный рынок; рынок совершенной конкуренции.
9. По субъектам рыночных отношений: рынки оптовой торговли; рынки розничной торговли; рынки государственных закупок сельскохозяйственной продукции.
Сегментация рынка – это разделение покупателей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару различные требования.
Сегмент рынка – это часть рынка, группа покупателей, выделенных по определенным признакам.
Основные факторы сегментации: Географические. Демографические. Психологические. Поведенческие.
Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, организаций, обеспечивающих функционирование рынка.
Инфраструктуру рынка подразделяют на три вида:
1. Инфраструктура товарного рынка – товарные биржи, предприятия розничной и оптовой торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы.
2. Инфраструктура финансового рынка – валютные биржи, банковская система, страховые компании, небанковские кредитно-финансовые учреждения Сберегательные учреждения, пенсионные фонды, ломбарды).
3. Инфраструктура рынка труда – биржа труда, служба занятости, переподготовки кадров, организации, занимающиеся переселением рабочих, межгосударственным обменом.
Кроме того, в инфраструктуру рынка включают: службы информации, службы рекламы, консультативные службы или консалтинги, осуществляющие на коммерческой основе консультирование по вопросам хозяйственной деятельности, аудиторские компании, осуществляющие комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности фирм.
|
|
Несовершенство (фиаско) рынка. Объективная необходимость государственного вмешательства и функционирования рыночной экономики. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.
Рынок имеет «негативные стороны », так называемые «провалы», где рынок терпит «фиаско»:
1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств.
2. Рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, богатств океана, космоса).
3. Рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.п.).
4. Рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Она не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода.
5. Рынок не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований.
6. Действие рыночного механизма ориентировано не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
7. Действие рыночного механизма подвержено периодическим колебаниям деловой активности.
Главным инструментом воздействия государства на экономическую активность являются налоги и государственные расходы.
Главные экономические функции государства в современной смешанной экономике сводятся к следующим:
· создание правовой основы функционирования экономики;
· определение политики макроэкономической стабилизации;
· воздействие на размещение ресурсов с целью повышения экономической эффективности;
· выработка программы воздействия на распределение доходов;
· защита конкуренции.
Создание правовой основы выходит за рамки собственно экономики. Государство устанавливает правила «экономической игры», в которую играют фирмы, потребители и само государство.
Определение политики макроэкономической стабилизации является главной функцией Правительства. Эта политика включает такие средства, как кредитно-денежная и фискальная политика, при помощи которых правительства пытаются сгладить промышленный цикл, предупредить хроническую безработицу, стагнацию экономики, снизить инфляцию.
Воздействие на размещение экономических ресурсов с целью повышения экономической эффективности является второй центральной функцией правительства. Необходимость такого воздействия связана с тем, что рыночный механизм производит недостаточное количество определенных товаров и услуг или вообще не выделяет на них ресурсов. Такие ситуации обусловлены потребностью в социальных благах и побочными эффектами.
Социальные блага – это блага, производимые не отдельными частными производителями, а всем обществом как единым производителем (поддержание общественного порядка, охрана окружающей среды, оборона, образование, наука и т.п.)
Побочные эффекты (внешние) – это издержки и выгоды, выпадающие на долю третьих лиц, не участвующих в сделке.
Выработка программы воздействия на распределение доходов с целью их перераспределения. Эта функция обусловлена необходимостью уменьшения социального неравенства, вызванного дифференциацией доходов в процессе функционирования рыночного механизма, наличием нетрудоспособного населения. Выполняя эту функцию, государство устанавливает потолковые цены и цены поддержки, минимум заработной платы, вводит прогрессивное налогообложение, выплачивает трансфертные платежи и субсидии нуждающимся.
Защита конкуренции включает контроль над монополиями посредством антимонопольного законодательства, установление стандартов, регулирование цен естественных монополий, где в силу технологических причин конкуренция невозможна.