В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимальной цены, которую потребитель готов заплатить за товар, то образуется излишек, который на рисунке 6.4 описывается площадью РmaxEPE.
Потребительский излишек – это разница между максимумом цены, который потребитель готов заплатить за единицу товара и той ценой, которую он заплатил, т.е. равновесной ценой, сложившейся на рынке.
В свою очередь, равновесная цена, как правило, выше минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы с наиболее совершенными методами производства. Тем самым, излишек производителя графически представлен на рис. площадью Pmin PEЕ.