Низкокачественные товары(малоценные) – товары, спрос на которые с ростом дохода падает.
Качественные товары – товары, спрос на которые с ростом дохода возрастает.
Парадокс Диффена, Эффект Диффена – кривая спроса имеет положительный наклон, с ростом цены объём продаж увеличивается.
При повышении общего уровня цен кривая спроса смещается вверх.
Факторы предложения:
- налоги/субсидии
- цена продаваемого товара
- цены ресурсов и факторов производства
- число продавцов данного товара
- уровень технологии/способ производства
- цены на товары-дополнители/товары-заменители
С повышением цены объём поставляемого товара увеличивается.
Цены предложения(резервные цены продавцов) – минимальные цены, по которым продавцы готовы ещё продать свой товар, чтобы не оставаться с товаром.
Идея цен предложения заключается в том, что они определяются издержками и не могут быть ниже издержек.
Чем выше цены предложения на рынке, тем больше производителей данного товара будет в отрасли, тем, следовательно, больше продукции окажется на рынке. Кривая спроса не смещается.
|
|
Если налоги повышаются, кривая спроса смещается влево.
Если увеличиваются субсидии, кривая спроса смещается вправо.
Если дорожают ресурсы, кривая предложения смещается влево.
Рыночная цена/Равновесная цена – точка пересечения спроса и предложения; цена, которая позволяет максимизировать благосостояние и покупателей, и продавцов.
Сбалансированный рынок – рынок, на котором установлена равновесная цена.
Цена дефицита – альтернативные издержки(стояние в очереди, поиски товара и т.п.), которые не трансформируются в доход производителя.
Причина дефицита – административные цены, что лишний раз доказывает, что рыночные цены – максимально выгодные для производителей и потребителей.
Рента производителя – сумма разницы между резервными ценами(которые оказались выше равновесной цены) и рыночной цены.
Ситуация временного дефицита – разница между
Экономисты выделяют два периода: краткосрочный (такой отрезок времени, в течение которого фирма не может расширить свои площади) и долгосрочный (фирмы могут изменить свои площади и меняется число фирм).