за 2010-2012гг., млн. руб. [ ]
Наименование | 2010г. | 2011г. | 2012г. |
Мероприятия по поддержке племенного животноводства | 4420,6 | 4807,5 | 5115,6 |
Мероприятия по развитию северного оленеводства и мясного табунного коневодства | 287,3 | 296,1 | 311,2 |
Мероприятия по развитию овцеводства и козоводства | 638,0 | 653,0 | 670,0 |
Мероприятия по проведению противоэпизоотических мероприятий | 3334,4 | 3057,0 | 3057,0 |
Приоритетное развитие животноводства – всего: | 8680,3 | 8813,6 | 9153,8 |
Таблица 8 наглядно демонстрирует, что в общей структуре расходов на развитие животноводства первостепенное значение имеют такие статьи расходов как расходы на реализацию мероприятий по поддержке племенного животноводства и мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий.
В 2010 году расходы на реализацию мероприятий по поддержке племенного животноводства составили 4420,6 млн. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы по ним выросли на 386,9 млн. руб. и составили 4807,5 млн. руб. В 2012 году расходы на реализацию мероприятий по поддержке племенного животноводства увеличились на 308,1 млн. руб. и составили 5115,6 млн. руб.
Расходы на реализацию мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий в 2010 году составили 3334,4 млн. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы по ним сократились на 277,4 млн. руб. и составили 3075,0 млн. руб. В 2012 году расходы на реализацию мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий составили ту же сумму, что и в 2011 году.
Расходы на реализацию мероприятий по развитию овцеводства и козоводства в 2010 году составили 638,0 млн. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы по ним выросли на 15,0 млн. руб. и составили 653,0 млн. руб. В 2012 году расходы на реализацию мероприятий по развитию овцеводства и козоводства увеличились на 17,0 млн. руб. и составили 670,0 млн. руб.
Представим динамику расходов федерального бюджета на развитие отраслей растениеводства за 2010-2012 гг. на рисунке 11.
Рис. 11. Динамика расходов федерального бюджета на развитие отраслей растениеводства за 2010-2012 гг., млн. руб. [ ]
По данным рисунка 11 видно, что расходы федерального бюджета на развитие отраслей растениеводства имеют стабильную динамику увеличения расходов. Из рисунка можно наглядно увидеть, что наименьшее расходование приходится на 2010 год и равно сумме 4429,9 млн. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы на развитие отраслей растениеводства увеличились на 2,9% (в реальном выражении - на 129,3 млн. руб.) и составили 4559,2 млн. руб. В 2012 году расходы увеличились на 7,2% (в реальном выражении - на 326,1 млн. руб.) и составили 4885,3 млн. руб.
Данные для анализа состава и структуры расходов на развитие отраслей растениеводства за ряд лет приведены в таблице 9.
Таблица 9
Состав и структура расходов на развитие отраслей растениеводства за 2010-2012гг., млн. руб. [ ]
Наименование | 2010г. | 2011г. | 2012г. |
1. Меры по поддержке элитного семеноводства | 490,3 | 513,2 | 538,2 |
2. Меры по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 |
3. Меры по развитию производства льна – всего | 595,9 | 542,0 | 570,1 |
из них: | |||
- субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на приобретение оборудования | 13,9 | 12,6 | 13,1 |
- субсидирование части затрат на приобретение элитных семян | 25,3 | 22,9 | 24,1 |
- субсидирование производства льна | 288,0 | 262,0 | 275,6 |
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 22,0 | 20,1 | 21,3 |
- государственные капитальные вложения | 246,8 | 224,4 | 236,0 |
4.Мероприятия по производству рапса – всего | 975,7 | 1025,0 | 1100,0 |
из них: | |||
- субсидирование на уплату процентов по привлеченным кредитам | 275,0 | 252,8 | 158,6 |
- компенсация части затрат на приобретение средств химизации | 559,1 | 617,9 | 779,4 |
- субсидирование части затрат на приобретение элитных семян | 92,9 | 99,3 | 106,7 |
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 48,7 | 55,0 | 55,3 |
5.Меры по закладке многолетних насаждений - всего | 1368,0 | 1479,0 | 1677,0 |
из них: | |||
- субсидирование части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями | 650,0 | 725,0 | 885,0 |
- комплекс мер по развитию виноградарста - всего | 718,0 | 754,0 | 792,0 |
в том числе: | |||
- субсидирование части затрат на закладку и уход за виноградниками | 658,1 | 691,0 | 726,1 |
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 46,7 | 49,0 | 51,4 |
- субсидирование уплаты процентов по кредитам | 13,2 | 14,0 | 14,5 |
Развитие отраслей растениеводства - всего | 4429,9 | 4559,2 | 4885,3 |
Таблица 9 наглядно демонстрирует, что в общей структуре расходов на развитие отраслей растениеводства первостепенное значение имеют такие статьи расходов как расходы на реализацию мер по закладке многолетних насаждений, мероприятий по производству рапса и мер по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В 2010 году расходы на реализацию мер по закладке многолетних насаждений составили 1368,0 млн. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы по ним выросли на 111,0 млн. руб. и составили 1479,0 млн. руб. Увеличение расходов связано с ростом расходов на реализацию комплекса мер по развитию виноградарства, в том числе на научно исследовательские и опытно-конструкторские работы и увеличения затрат на закладку и уход за виноградниками. В 2012 году расходы на реализацию мер по закладке многолетних насаждений увеличились на 198,0 млн. руб. и составили 1677,0 млн. руб. Рост расходов произошел в связи с увеличением субсидирования части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.
Расходы на реализацию мероприятий по производству рапса в 2010 году составили 975,7 млн. руб. В 2011 году данные расходы увеличились на 49,3 млн. руб. и составили 1025,0 млн. руб. В 2012 году также происходит увеличение расходов по данной статье и их сумма составляет 1100,0 млн. руб., что выше по сравнению с 2011 годом на 75,0 млн. руб. Увеличение расходов с каждым годом связано с ростом компенсации части затрат на приобретение средств химизации и субсидирования части затрат на приобретение элитных семян.
Расходы на реализацию мер по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 2010 по 2012 годы не изменялись и составляли 1000,0 млн. руб.
На остальные статьи выделяются незначительные суммы из федерального бюджета за ряд лет.
Таким образом, важно отметить что расходы на сельское хозяйство и рыболовство, растениеводство и животноводство имеют положительную динамику увеличения расходов. Анализ расходов показал, что расходы на сельское хозяйство и рыболовство в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет в среднем составили 6,9%. Ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия показало что расходы на приоритетное развитие животноводство за ряд лет в среднем составили 7,1%, расходы на развитие отраслей растениеводства - 3,7%.
Проанализировав использование средств федерального бюджета на поддержку национальной экономики можно отметить следующее.
Проведенный анализ показал, что за ряд лет расходы федерального бюджета на национальную экономику имеют нестабильную динамику. В 2010 году расходы на национальную экономику составили 12,1%, в 2011 году - 16,4%, в 2012 году - 15,4%, в плановом 2013 году - 14,5% в структуре расходов федерального бюджета. Также важно отметить, что в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет наибольший удельный вес занимают расходы на другие вопросы в области национальной экономики, в среднем доля данных расходов в структуре за анализируемый период составляет 27,6%. Также одним из весомых затрат в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику являются расходы на дорожное хозяйство и транспорт, их доля в среднем составляет 23,2% и 18,0% соответственно.
В структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет наибольший удельный вес занимают расходы на дорожное хозяйство и транспорт, в среднем их удельный вес составил 23,2% и 18,9% соответственно. Расходы на дорожное хозяйство с каждым годом увеличиваются. В 2010 году удельный вес расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство составил 23%, в 2011 году -19,5%, в 2012 году - 22,5%, в плановом 2013 году - 27,9%. Расходы федерального бюджета на транспорт имеют нестабильную динамику. В 2010 году удельный вес расходов федерального бюджета на транспорт в общей структуре расходов на национальную экономику составил 24,8%, в 2011 году - 16,3%, в 2012 году - 17,3%, в плановом 2013 году - 13,4%.
Важно отметить что расходы на сельское хозяйство и рыболовство, растениеводство и животноводство имеют положительную динамику увеличения расходов. Анализ расходов показал, что расходы на сельское хозяйство и рыболовство в структуре расходов федерального бюджета на национальную экономику за ряд лет в среднем составили 6,9%. Ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия показало что расходы на приоритетное развитие животноводство за ряд лет в среднем составили 7,1%, расходы на развитие отраслей растениеводства - 3,7%.