Феномен истории раскрывают: а) смена поколений, б) социальный опыт, в) прошлое, происхождение общества, человека, г) факты и традиции, определяющие настоящее.
Ощущение прошлого, своих корней — естественное состояние человека. Пример: во все века люди стремились узнать о своих предках. Это часть стремления человека познать себя, кто я, откуда, зачем я пришел в этот мир и пр.
Наука история изучает прошлое общества, открывает тенденции и закономерности развития конкретных обществ, опирается на факты и достоверные источники
Философия истории ищет более общие закономерности исторического процесса, всемирного значения, не привязанные к конкретным обществам и эпохам (циклическое развитие, по спирали, нелинейное и пр.) Философия вносит ценностно-нормативный подход и прогнозирует будущее на основе прошлого.
Назначение истории:
1) Опыт, изучение которого может предотвратить повторение ошибок (Пример: история Второй мировой войны подвигла к созданию ООН как международного института предотвращения агрессии).
|
|
2) Без изучения прошлого невозможно осмыслить настоящее. Сравнение современных показателей и минувших.
3) История — основа традиций, культуры, менталитета народа, пример для гордости, подражания, формирования патриотизма (воспитательная роль, о ней говорил еще Геродот).
Когда начинается история? Историческая наука полагает началом истории эпоху, от которой остались надежные письменные свидетельства. Философия: история появляется, когда люди начинают рефлексировать на свое прошлое — задумываться над ним, говорить, составлять предания (эпос), делиться им. Для этого необходимо, чтобы коллектив людей начал ощущать себя единым целым — народом, племенем. История — не индивидуальна, а коллективна.
История началась, когда стал накапливаться социальный опыт, который люди передавали новым поколениям. Вместе с навыками и умениями передавали и рассказы о своих предках. Марксизм: история начинается с появления частной собственности и классов.
Споры философов и историков о доисторическом времени: «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо) или «война всех против всех» (Т.Гоббс).
Роль личности в истории.
а) Волюнтаризм, традиция героя и толпы, наиболее древняя (в ХХв. Ортега-и-Гасет)
б) Детерминизм, историю творит народ (философы Возрождения, Просвещение, материалисты)
в) Истортический и диалектический материализм (Г.В.Плеханов) роль личности значительна, если она действует (предугадывает) тенденции истории, волю народа, если против — его роль нивелируется.
Оценка насилия, войны, революций.
а) Положительная оценка: марксизм (Ленин: революция — повивальная бабка истории, революцию не делают в перчатках) Гумплович (война — продолжение политики) т.е. война, революция, конфликт — двигатель истории.
|
|
б) Отрицательная оценка: консервативная философия, эволюционизм (Г.Спенсер), позитивизм, либерализм (демократии не воюют друг с другом), Толстовство, идеология ненасилия (Ганди).
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ | ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Лабораторная диагностика, 2-й курс | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г. |
Билет №6
1. Античная философия эпохи эллинизма и Древнего Рима.
2. Философия и искусство.