Философия М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева

Материалистическую линию в русской философии развивали Михаил Ломоносов и Александр Радищев

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) был не только ученым, но и оригинальным, глубоким мыслителем. Как ученый-естествоиспытатель особое значение придавал опытному познанию. В то же время в своих гносеологических воззрениях Ломоносов стремился избежать крайностей сенсуализма, подчеркивая решающую роль рационального познания. Ученый не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что «приписывать физическое свойство тел какой-то чудодейственной силе мы не можем». Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой и религией. Само научное познание для Ломоносова как истинного ученого являлось своеобразным служением, долгом. Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.

Трагическая фигура Александра Николаевича Радищева (1749 — 1802) занимает особое место в русской истории. Автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» для многих поколений стал символом борьбы за равноправие, человеческое достоинство, духовную и социальную свободу. Радищев был убежден в реальности и материальности (телесности) мира. Согласно его гносеологическим воззрениям, основанием познания является опыт. Чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с «опытом разумным». В мире ничего нет кроме «телесности», не является исключением из него и человек. Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому». Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным оценкам и действиям.

Будучи приверженцем концепции естественного права и представления о естественной природе человека, Радищев в то же время не разделял намеченное Ж. Ж. Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного (естественного) начал в человеке. Для него, так же как и для других русских просветителей-гуманистов XVIII века, общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. Между ними, по сути, нет никакой принципиальной границы. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев отстаивал идеал нормально-естественного жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил не только в России.

Позиция Радищева — это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общему характеру его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на «естественность» миропорядка, но, в то же время, чуждого богоборчеству и нигилизму.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: