Содержание эмоций

Влияет на экономическое поведение в целом и личный эмоциональ­ный профиль, а именно содержание, характер преобладающих эмоций и чувств, тех высших эмоций, которые конкретному человеку особенно же­ланны.

3адание __________________________________

Тест-анкета.

I. Назначение анкеты

Данная анкета преследует цель установить такие различия, которые нельзя оценить в терминах "лучше— хуже". Поэтому любой ответ будет характеризовать Вас одинаково хорошо, если Вы ответите серьезно и ис­кренне. Ваш долг — постараться точно выполнить инструкцию.

П. Инструкция

Выполните, пожалуйста, в указанном порядке следующие задания.

1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое Вы больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите подписанный номер в кружок.

2. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке пред­почтения, которое Вы отдаете одной эмоции перед другой.

3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые Вы яв­но предпочитаете остальным.

Образец: 9, 8, 4, 5, 6,7,2, 1, 10, 3 (если не уверены, что на первое ме­сто поставили действительно самое желанное для Вас переживание, за­ключать номер в кружок не надо).

III. Перечень переживаний

1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.

2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.

3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.

4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.

5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, насла­ждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасно­стью и безмятежностью жизни.

6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.

7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомст­ве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетво­рение при постижении сути явлений, подтверждении Ваших догадок и представлений.

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со сторо­ны других людей.

10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при вос­приятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.

Получив свой профиль желанных переживаний, ознакомьтесь с опи­санием переживаний по Б.И.Додонову[10]. Начнем с тех, которые в большей степени окрашивают экономическое поведение.

Акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение) — это эмоции, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, за­готовок и т.д. Они тесно связанны со сферами потребления и накопления. Насыщение потребностей накопления дает человеку ощущение матери­альной свободы и безопасности от черного дня. Когда же оно переходит границы, человек превращается в скупого рыцаря. Характерным проявле­нием сверхвыраженности акизитивных эмоций является избыточное стремление делать запасы, которые потом портятся, выбрасываются, ока­завшись невостребованными.

Следующие четыре чувства окрашивают сферу деятельности.

Праксические эмоции и чувства возникают, когда есть желание добиться успеха в работе, когда захвачен делом, испытыва­ешь усталость вместе с чувством удовлетворения и любуешься результа­том. У трудоголиков имеет место слабое насыщение потребности в труде.

Гностические (от греч. gnosis — знание) эмоции связаны с желанием проникнуть в суть явления, радость открытия истины, стремление преодо­леть противоречия, разложить все по полочкам.

Глорические (от лат. gloria — слава) эмоции связаны с желанием са­моутверждения, признания и почета. Они подталкивают человека к само­совершенствованию, саморазвитию. С ними неразрывно связаны чувство уязвленного самолюбия, желание взять реванш. Крайняя выраженность глорических эмоций проявляется в виде неуемной жажды славы, наград, почестей, что связано с нарушением моральных запретов.

Пугнические (от лат. pugna — борьба) эмоции базируются на потреб­ности в борьбе, желании преодолеть опасность, испытать азарт, риск. Их сопровождает чувство эмоционального и волевого напряжения, предель­ной мобилизации своих физических и умственных способностей. Если они захлестывают человека, он теряет голову.

Альтруистические (связанны с обменом и распределением) — это бескорыстное желание приносить другим радость и счастье, чувство бес­покойства и заботы от ком-то, сопереживание, нежность, преданность. Крайняя степень опасна выгоранием до бездушия. Встречается и альтру­изм со знаком минус, когда человек ждет беды других, чтобы продемон­стрировать свои таланты.

В классификацию включены также эстетические, гедонистические, коммуникативные и романтические переживания. Эстетические эмоции обслуживают потребность в прекрасном, наслаждении красотой, гармони­ей. Они обеспечивают радость жизни, полноценность бытия, но осознают­ся как ценность далеко не всеми.

Гедонистические эмоции выражают потребность в телесном и ду­шевном комфорте. Их приносит наслаждение от вкусной пищи, солнца, тепла, приятной обстановки и прочие. Желание испытывать гедонистиче­ские эмоции зависит от желаний работать и приобретать. Умеющим хо­рошо отдыхать организм отплатит здоровьем и лучшей работой. Но если гедонизм становится смыслом жизни, быстро наступает скука, пресыще­ние и непреходящая усталость.

Коммуникативные эмоции и чувства — желание общаться, делиться своими мыслями и переживаниями, находить им отклик. Эти эмоции час­то занимают первое место у женщин, а у мужчин — третье.

Романтические эмоции — это ожидание необыкновенного, чуда, ма­нящее чувство дали, стремление к неизведанному и таинственному. Это притяжение зловещего, магического. Они стимулируют создание нового, открытие неизвестного, но при слишком большой затянутости в мир ска­зок есть опасность уйти от реального мира совсем.

Полученный с помощью данной анкеты эмоциональный профиль личности и группы может быть использован при решении маркетинговых задач. Так, рекламе следует опираться на эмоции, предпочтительные для группы, которой она адресована. Знание о доминирующих высших эмоци­ях коллектива или группы целесообразно применять также в целях эффек­тивного управления ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: