Рост предпринимательской активности обычно характеризует оздоровление экономики и в особенности ее главного творческого начала — хозяйствующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпринимательства в народно-хозяйственном и общественно-политическом контексте — одна из актуальных задач экономической психологии.
В соответствии с законодательством предпринимательство определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода.
В Блоке 4 изучаются анализируются объективные психологические предпосылки развития предпринимательства.
В Блоке 5 изучаются субъективные факторы развития предпринимательства, а именно способствующие предпринимательской активности качества личности.
В Блоке 6 проводится сравнительный анализ психологических портретов предпринимателя и менеджера.
БЛОК 4
|
|
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Цели
В этом блоке изучаются психологические условия развития предпринимательства. Работа с блоком позволит:
* описать объективные и субъективные предпосылки развития предприн им ательства;
* рассмотреть проблемы этики и идеологии предпринимательства;
* применить концепцию Шмельдерса при объяснении отношения к предпринимателю, а также в контексте управления фирмой;
* сравнить "образ" и "автопортрет" предпринимателя.
Наиболее цельная концепция предпринимательства принадлежит австрийскому экономисту Й.Шумпетеру[20]. Деятельность предпринимателя, по Й.Шумпетеру, заключается в осуществлении новых комбинаций, основными видами которых являются: изготовление новых неизвестных потребителям благ; открытие новых способов производства и коммерческое использование уже существующих благ; освоение новых рынков сбыта и новых источников сырья; изменение структуры отрасли, например, создание своей или подрыв чужой отраслевой монополии.
Если Й.Шумпетер описывает деятельность предпринимателя с позиций "предложения", то представитель новой австрийской школы экономики И.Кирцнер делает это, отталкиваясь от "спроса": предприниматель, обладающий повышенной чуткостью к возможностям извлечения прибыли, заранее предвосхищает различные рыночные несовершенства (наличие неудовлетворенных потребностей), которые позволяют ему заработать на спекулятивных сделках[21]. Оба подхода дополняют друг друга, указывая на роль предпринимателя в обществе и специфику его деятельности.