Общий обзор параметров распределений

Измерительная шкала Меры положения или меры центральной тенденции Меры изменчивости или меры рассеивания
Шкала наименований (номинальная, номинативная) Мо — мода fi— абсолютная частота pi— относительная частота, или частость, или вероятность р% i— процентная частота
Шкала порядка (ординальная) Мо — мода Различные квантили: Ме — медиана Q1, Q2=Ме, Q3— квартили D1 ……… D9— децили Р1 ………. Р99 — процентили fi— абсолютная частота Fi— накопленная абсолютная частота pi— относительная частота, или частость, или вероятность р% i— процентная частота Pi — накопленная относительная частота Q— междуквартильный размах или полуинтерквартильное отклонение AsQ — квартильный коэффициент асимметрии
В случае «длинных» шкал и/или большого объема выборки
М= — среднее арифметическое s— среднеквадратическое или стандартное отклонение
Интервальная шкала (шкала равных интервалов) Мо — мода Различные квантили: Ме — медиана Q1, Q2=Ме, Q3— квартили D1 ……… D9— децили Р1 ………. Р99 — процентили М= — среднее арифметическое Все виды частот: fi pi р% i Fi Pi Q— междуквартильный размах или полуинтерквартильное отклонение D — дисперсия s— среднеквадратическое или стандартное отклонение As— коэффициент асимметрии Ex— коэффициент эксцесса V— коэффициент вариации
Пропорциональная шкала (шкала равных отношений) Мо — мода Различные квантили: Ме — медиана Q1, Q2=Ме, Q3— квартили D1 ……… D9— децили Р1 ………. Р99 — процентили М= — среднее арифметическое G —среднее геометрическое (средний прирост признака) Н— среднее гармоническое (средняя скорость изменения признака) Все виды частот: fi pi р% i Fi Pi Q— междуквартильный размах или полуинтерквартильное отклонение D — дисперсия s— среднеквадратическое или стандартное отклонение As— коэффициент асимметрии Ex— коэффициент эксцесса V— коэффициент вариации

Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. Приведите определение случайного события.
  2. Почему результаты психологических исследований считаются случайными событиями?
  3. Какие могут появляться ошибки при построении графиков, приводящие в ложной интерпретации результатов исследования?
  4. В каких случаях предпочтительнее пользоваться относительными частотами?
  5. В каких случаях чаще всего пользуются процентными частотами?
  6. Что такое вариационный ряд?
  7. В каких случаях результаты целесообразно представлять в виде сгруппированного распределения?
  8. Что отражают меры положения?
  9. Что отражают меры изменчивости?

Материалы для изучения темы:

а) основная литература:

1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. — М., 2008. — Стр. 36-42.

2. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб, 2008. — Стр. 21-28.

3. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. — СПб., 2007. — Гл. 3 (стр. 30-38).

б) дополнительная литература:

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976. — Стр. 30-36; 42-55.

2. Резник А. Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. — СПб., 2008. — Гл. 1 (стр. 17-23).


[1] Полный набор событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: