Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Подчинение имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе имела личный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту.
Высший орган власти – родовое собрание всех взрослых членов рода.
Собрание избирало старейшину, военачальника – лидера, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Власть не была наследственной. Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами и т.д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной.
Система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь, совет старейшин, собрание членов рода.
|
|
Характерные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общинный характер.
Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта.
Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку.
Обряды – правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.
Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
Миф – предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.
Важнейшее значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде.
Мононормы – единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.
___________________________________________________________________________________________