Вот одна из обычных схем организации материала; ПРОБЛЕМА — ОБСУЖДЕНИЕ — ВЫВОДЫ. Здесь движение логики является столь сильным, что организация обычно скрыта внутри содержания, за исключением служебных докладов, в которых используются заголовки для придания дополнительной ясности и для быстрой ориентации в тексте. Несмотря на вариации и детализацию отдельных моментов, в статье постоянно присутствует движение логики, что и предопределяет организацию материала. Если проблема ставится прямо, а не возникает по мере постановки вопросов и уточнений, читатель может рассчитывать на то, что он найдет путь к конечному пункту — выводам. Судя по резюме, которые готовили наши ученики, они зачастую прочитывали выводы текста слишком быстро: они либо не сбавляли скорость в конце чтения, либо делали быстрый рывок перед финишем,
Исследование может начаться с фактов и принять следующие формы: ФАКТЫ — АНАЛИЗ — ВЫВОДЫ или ФАКТЫ — АНАЛИЗ — ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, или ФАКТЫ — АНАЛИЗ — ПРОБЛЕМА — ОБСУЖДЕНИЕ — ВЫВОДЫ. Во всех этих случаях движение логики является столь мощным, что читателю обычно не требуется дополнительной помощи от автора в виде названий глав или разделов. Разумеется, у него будет преимущество, если он сможет предугадать общую организацию материала. Однако вне зависимости от того, удастся ему это или нет, ему достаточно лишь понять смысл, чтобы его подхватило течение логики.
|
|
Одним из видов организации материала является следующий: ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — СЛЕДСТВИЯ И АНАЛИЗ — ВЫВОДЫ. Психологический процесс, с помощью которого раскрывается смысл содержания, сводится к тому, что идеи группируются по родственным свойствам и характеристикам. Когда информация сгруппирована таким образом, читатель получает заранее план, с помощью которого можно видеть, каким образом соединяются части целого. Группировать можно по-всякому, например, так: ПРОБЛЕМА —ОБЛАСТИ ОБСУЖДЕНИЯ — ВЫВОДЫ; когда идеи сгруппированы таким образом, читатель должен внимательно следить за появлением подсказок.