Социология этноса

Человечество делится на формы социально-этнической общности - от племени до наций. Все они имеют общность языка, экономической и политической жизни, но не всегда совпадают с границами государств. Число государств меньше, чем число наций.

Объективная тенденция, царящая в национальной проблеме, ведет к перемешиванию людей, к интернационализации, однако, в наши дни наблюдается активное возрождение национального самосознания, укрепление наций, так называемый «этнический парадокс».

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, культурой, психическим складом, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Для этоноса характерно наличие общей территории, экономики, духовной жизни, языка, обычаев, искусства, обрядов. Этнос определяет культурную целостность и имеет два вида: этникос - национальная культура в чистом виде, и ЭСО (единый социальный организм), своеобразное ядро этноса, включающее территориальное, экономическое и политическое единство. Единство этникоса и ЭСО рождает племя, народность, нацию.

Племена отличались происхождением, языком, примитивной материальной и духовной культурой. Для племен характерно этническое самосознание, каждое из них имело свой этноним (название).

За племенем следует народность, возникающая в результате разложения первобытно-общинного строя из смешения различных племен. Это уже переход к цивилизации, новая общность людей, выделяющаяся особыми социально-экономическими признаками, более высокой, на несколько порядков, консолидацией, с общим языком и культурой. У народностей нет развитой промышленности и рабочего класса, буржуазии.

Когда происходит переход к капитализму и возникает тесное экономико-социальное и политическое единство, дополняющее территориальную, языковую, культурную и психическую целостность - нация. Экономическое, политическое и культурное общение ведет к расцвету национального характера, росту национального осознания и появлению национализма как особой формы идеологии.

Национальные процессы делятся на этносоциальные и собственноэтнические, для них характерно взаимодействие двух начал - интеграции и дифференциации.

Можно выделит два уровня в национальном вопросе: субэтнический, когда внутри нации идет дробление на более мелкие группы, например, татары - тептяри и мишари; и метаэтнический, противоположный процесс, когда группы народов объединяются в одно государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: