Формы государственного устройства: понятие, виды. Формы объединения современных государств

Билет №1

Понятие науки общей теории государства и права, ее предмет и место в системе юридических наук.

ТГП - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Предмет - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Объект - гос.-правовая жизнь общества. ТГП тесно связано с философией, историей, социологией, политологией. ТГП исследует гос-правовые явления в целом и тем самым носит фундаментальный характер. она разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются все без исключения науки о государстве и праве, ими оперирует правотворческая и правоприменительная практика. ТГП является методологической юридической наукой.. ТГП содержит множество обобщений, абстрактных научных категорий и понятий. Не изучив их, невозможно говорить о формировании высококвалифицированного юриста. Изучение отраслевых дисциплин невозможно без привлечения к этому процессу понятий, выработанных теорией государства и права. ТГП является базовой юридической наукой и занимает ведущую роль в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории гос-ва и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана с историей гос-ва и права, а также с историей политических и правовых учений. (они предполагают комплексное всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития).

Формы государственного устройства: понятие, виды. Формы объединения современных государств.

Форма гос. устройства – это политико – терр.организация гос-ва, Сущ 2 разновидности гос. устройства: Унитарное гос-во – единое, гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований. Признаки: - единый центр гос. власти (парламент, прав-во, верховный суд); - одна сист зак-ва; - единое гражданство; - единая судебная сист; - одноканальная сист налогов, - адм-но-террит. единицы не обладают полит.сам-тью, Унитарные гос-ва м.б. централиз – отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники; и децентрализ – местные органы власти избираются населением Федерация – сложное гос. устройство, для кот характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. Признаки: - полит. и юр. Самост-ть субъектов 2хуровневая сист органов гос. власти (наряду с фед. органами имеются органы власти субъектов Ф); - 2 системы зак – общ федеральная и субъектов; - в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; - двухканальная система налогов; -разграничение предметов ведения Федерации и ее субъектов.

Формы объединения современных государств.

От федерации следует отличать различные формы объединения суверенных государств. Объединения государств не являются формой единого государства, так как включают в свой состав на договорной основе суверенные государства, обладающие правом выхода их состава таких объединений. Это конфедерации, различные ассоциативные формы объединения государств (СНГ, Европейский Союз). Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся на основании договора для осуществления общих политических целей.

(Швейцария, США, Конфедерация Египта и Сирии).

3. Правовые акты: понятие, виды, соподчиненность. Правовой акт - акт-документ компетентных органов, должностных лиц, иных субъектов направленный на достижение определенных юридических последствий. Признаки: -они выражены в словесно-документальном виде, представляют собой юридические акты-документы; -носят волевой характер, закрепляют волю гос-х органов, должностных лиц, граждан, направленную на достижение определенных юридических последствий; -содержат, фиксируют - юридические нормы; правоположения юридической практики, разъяснения норм права; правоприменительные и правореализующие индивидуально-конкретные правовые предписания. три вида: нормативные, интерпретационные, индивидуальные. нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления и др. Все иные правовые акты носят поднормативный характер, должны соответствовать нормативным актам, им не противоречить. Содержанием нормативных актов являются юридические нормы, общеобязательные правила должного, дозволенного, запрещенного поведения, которые лежат в основе принимаемых правовых решений. Признаки отличая нормативных актов от других правовых актов: -общий характер, неконкретность адресата - нормативные акты распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия; -непрерывность действия - они действуют непрерывно, постоянно, вплоть до их отмены или замены другими нормативными актами. Интерпретационные акты (акты толкования права) - результат официального нормативного толкования правовых норм, содержащий разъяснения норм права и имеющий определенную степень обязательности. Акты толкования права не содержат новых правовых норм и действуют вместе с разъясняемыми нормативными актами. например, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, и др. Индивидуальные правовые акты адресованы конкретным лицам, содержат индивидуально-конкретные предписания, действуют в ограниченных во времени пределах до момента выполнения принятого решения. К инд-м актам относятся: - акты применения права – гос-но-властные акты-документы, выражающие индив-но-правовую деят-ть гос-х органов, направ-ую на решение конкретного юр. дела, устан-е либо конкретизацию юр. прав и обяз-й, опред-е их меры и объема;- акты реализации прав обязанностей - договоры, дополнительные соглашения по их исполнению, иные акты-документы, фиксирующие автономные решения отдельных лиц в процессе их правовой активности и правореализующей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: