Платон - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), они истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
Всё сущее состоит из трех субстанций: единое, ум, душа. "Единое ": является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков; есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств.
|
|
"Ум": происходит от "единого"; противоположен "единому"; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на Земле.
"Душа ": подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; душа может быть мировой и душой отдельного человека; душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
• предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";
• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Платон выделяет семь типов государства: монархия — справедливая власть одного человека; тирания — несправедливая власть одного человека; аристократия — справедливая власть меньшинства; олигархия — несправедливая власть меньшинства; демократия — справедливая власть большинства; тимократия — несправедливая власть большинства. Двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
|
|
• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;
• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;
• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности;
• не существует брака, все жены и дети общие;
• допускается и приветствуется труд рабов..
Аристотель Философию делил на три вида:
• теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");
• практическую - о деятельности человека, устройстве государства;
• поэтическую.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Он считал, что не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, существуют только единичные и конкретно определенные вещи называются индивидуумы, то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь.
Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.
Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.). Все сущее на Земле обладает потенцией и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета; реальность — это последовательность перехода от материи к форме и наоборот, потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Аристотель выделяет три уровня души: растительная, животная, разумная. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (крайняя демократия), полития (смесь олигархии и демократии). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития.