В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени:
1) элементарные чувствования (эмоции связанные с органическими потребностями; пример – тревога (беспредметная),
2) разнообразные предметные чувства (пример: страх (предметный),
3) обобщенные мировоззренческие чувства (чувство юмора, иронии, возвышенного, трагического).
Аффект по С.Л. Рубинштейну - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.
Страсти по С.Л. Рубинштейну – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.
Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).