Тема 10. Социальное обслуживание

1. Понятие и принципы социального обслуживания

2. Виды социального обслуживания

3. Социальное обслуживание пожилых граждан

4. Социальная реабилитация инвалидов.

Социальное обслуживание регулируется законами и подзаконными актами, которые определяют условия, средства, охрану заявленных в законе гарантий, устанавливает основы правового регулирования системы социального обслуживания, определяет источники ее финансирования, порядок предоставления и получения социальных услуг.

Правовое регулирование осуществляется: Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании» (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.06.2006 N 137-З).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2001 г. № 858 «Об утверждении Перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты в соответствии с их профилем и Положения о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями Министерства труда и социальной защиты (в ред. постановлений Совмина от 28.02.2002 г. № 288, 18.05.2002 № 629, 23.11.2005 г. № 1322, с изм. и доп.) и другими нормативными актами.

Определение социального обслуживания дано в Законе Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании». «Социальное обслуживание - это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

В нем, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права установлены основы правового регулирования, определены источники финансирования, порядок предоставления и получения социальных услуг.

Система социального обслуживания представляет собой комплекс социальных услуг, выраженных в материальной форме и адресованных гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловленной болезнью, инвалидностью, старостью и иными причинами. К трудной жизненной ситуации Закон»О социальном обслуживании» относит ситуацию, которая объективно нарушает нормальную жизнедеятельность гражданин, ему сложно самостоятельно ее разрешить (полная нетрудоспособность - возраст или инвалидность, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства).

Целями социального обслуживания являются:

*оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;

*прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;

*активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Система социального обслуживания Республики Беларусь включает:

*государственные органы, осуществляющие управление в области социального обслуживания в пределах своей компетенции;

*центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);

*социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);

*социальные приюты;

*центры психолого-педагогической помощи; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);

*геронтологические центры;

*организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);

*реабилитационно-трудовые мастерские;

*иные юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством;

*физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предоставляющие социальные услуги, чье право на занятие социальным обслуживанием в рамках системы социального обслуживания официально подтверждено в порядке, установленном законодательством.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, регламентирующим требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Государственные минимальные социальные стандарты в области социального обслуживания устанавливаются в соответствии с законодательством о государственных минимальных социальных стандартах.

Правом на социальное обслуживание обладают граждане Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются правом на социальное обслуживание и исполняют соответствующие обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Социальные услуги предоставляются в случаях:

малообеспеченности;

сиротства;

бездомности;

безнадзорности лиц, нуждающихся в постоянном уходе, воспитании и иной социальной помощи;

безработицы;

инвалидности;

временной нетрудоспособности или ограниченной (утраченной) профессиональной трудоспособности;

неспособности к самообслуживанию в связи с возрастом или по иным причинам;

токсикомании, наркомании, алкоголизма;

семейного неблагополучия;

возвращения из мест лишения свободы;

стихийного или экологического бедствия, техногенной катастрофы;

в иных случаях, когда необходима социальная поддержка.

Принципы социального обслуживания. В Законе выделены следующие принципы социального обслуживания граждан:

Социальная справедливость – оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства.

Социальное равенство.

Добровольность – социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия.

Адресность - предоставление обслуживания конкретному лицу. Государство не имеет реальных возможностей обеспечить социальными услугами всех нуждающихся в них. Поэтому законодатель устанавливает дополнительные требования к гражданам, претендующим на тот или иной вид социального обслуживания, с целью оказания услуг только тем, которые наиболее в этом нуждаются. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется органами социальной защиты населения. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают органы образования и т.п.

Гуманизм. При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания.

Доступность. Этот принцип означает реальность для каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социального обслуживания, получить его без каких-либо препятствий в кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.

Общая профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т.д.). Для оказания социальных услуг государство создало систему социальных служб, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся государственной собственностью.

Лица, оказывающие социальные услуги в области социального обслуживания. Основные права и обязанности лиц, оказывающих социальные услуги. Деятельность по социальному обслуживанию обеспечивают социальные работники, а также другие специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой ими работы, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

К деятельности по социальному обслуживанию могут привлекаться социальные волонтеры. Социальные волонтеры могут оказывать социальные услуги под руководством социального работника, если иное не установлено законодательством.

Квалификационные требования к социальным работникам и другим специалистам, занятым в системе социального обслуживания, порядок аттестации названных лиц определяются законодательством.

Лица, оказывающие социальные услуги, имеют право на создание условий, необходимых для оказания социальных услуг, в том числе на периодическое повышение квалификации в установленном порядке (для лиц, оказывающих социальные услуги, требующие специальных навыков и знаний).

Лица, оказывающие социальные услуги, обязаны:

■ добросовестно оказывать социальные услуги нуждающимся в них лицам;

■ руководствоваться в своей деятельности принципами социального обслуживания, уважать достоинство граждан, семей и их право на самореализацию;

■ не допускать негуманных и дискриминационных действий по отношению к гражданам и семьям, получающим социальные услуги;

предоставлять обслуживаемым лицам полную информацию о полагающихся им видах социальной помощи;

■ сохранять в тайне информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей, а также ту информацию, которая может быть использована против обслуживаемого лица;

■ заботиться о поддержании необходимого уровня своих знаний, требуемых для оказания социальных услуг.

 

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования:

- Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ";

- Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

- Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.

Адресность, т.е. предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Приоритетность предоставления несовершеннолетним.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания.

Материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение:

- уборка помещения;

- содействие в организации юридических услуг;

- содействие в организации ритуальных услуг;

- другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Социальные услуги, входящие в федеральный и территориальные перечни, предоставляются гражданам бесплатно либо на условиях частичной оплаты.

Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждено постановлением Правительства РФ от 15.04.96 №473.

Следующие группы населения пользуются услугами бесплатно:

- одинокие граждане пожилого возраста (одинокие супружеские пары) и инвалиды, получающие пенсию с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума;

- граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума;

- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума.

Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граждан превышает региональный прожиточный минимум, то размер частичной оплаты социальных услуг:

- на дому не должен превышать 25% разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;

- в полустационарных условиях - 50% разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;

- в стационарных условиях - суммы превышения полагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом.

Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150% выше регионального прожиточного минимума, то социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных для конкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме Базовой или Территориальной программы обязательного медицинского страхования, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов.

Дополнительные основания, по которым социальные услуги предоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие только в связи с предоставлением бесплатных или частично платных (льготных) услуг. Услуги, оказываемые на коммерческой основе с полным возмещением стоимости, регламентируются нормами гражданского права.

Оплата дополнительных социальных услуг (сверх гарантированного перечня) может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и пр. Сделки об отчуждении жилых помещений совершаются при соблюдении обязательных условий: сохранения за гражданином права пожизненного проживания в отчужденном жилом помещении либо обеспечения его другим жилым помещением, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода, необходимой помощи; получения согласия в письменной форме местных органов управления социального обслуживания на оформление сделки.

Социальное обслуживание - один из видов социального обеспечения, который представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация определяется в законе как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (например, инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую он не может преодолеть самостоятельно. Следовательно, право на социальное обслуживание имеют прежде всего инвалиды, дети, пожилые люди.

Нормативно-правовую базу оказания социальных услуг на территории Российской Федерации составляет Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Кроме того, действующее законодательство определяет условия и порядок предоставления социального обслуживания по отдельным группам субъектов. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регламентирует права этих категорий граждан на социальное обслуживание. Особенности социального обслуживания детей определены Федеральным законом от 3 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Порядок социального обслуживания беженцев и вынужденных переселенцев установлен Федеральным законом «О беженцах» и Федеральным законом «О вынужденных переселенцах».

Социальные услуги оказываются социальными службами бесплатно или за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1. гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, где они проживают;

2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством РФ.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

При оказании социальных услуг на платной основе учреждения социального обслуживания должны заключать с гражданами или их законными представителями договоры, в которых определяются виды и объем услуг, их стоимость и форма оплаты. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счет учреждений социального облуживания.

Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.

Адресность означает, что социальные услуги предоставляются не всем гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации, а лишь тем, которые наиболее в этом нуждаются (имеют доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, не способны к самообслуживанию в силу возраста или болезни, не имеют родственников и при наступлении других обстоятельств, установленных законом).

Доступность - реальная возможность гражданина, наделенного законом правом на определенный вид социального обслуживания, получить его, обратившись в организации социального обслуживания.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на добровольных началах, т.е. по волеизъявлению нуждающегося. Волеизъявление может выражаться в согласии на социальное обслуживание или отказе от него. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и недееспособных дают их законные представители. При временном отсутствии законного представителя решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.

Гуманность. При оказании социальных услуг работники учреждений социального обслуживания должны уважительно и гуманно относиться к получателям услуг.

Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Приоритет оказания социальных услуг детям обусловлен социальной необходимостью защитить тех, кто не может этого сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности. Конфиденциальность социального обслуживания заключается в том, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут ответственность в порядке, установленном законодательством. Профилактическая направленность социального обслуживания состоит в предупреждении таких неблагоприятных общественных последствий, вызванных трудной жизненной ситуацией, как рост преступности, беспризорность, обнищание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: