Социальное назначение и функции права

Говоря о понятии и сущности права, нельзя не остановиться и на таких вопросах, как социальное назначение и функции права. Уяснение этих вопросов позволяет понять, почему существует право и какую роль оно играет в общественной жизни.

Современная юридическая наука формулирует два главных подхода к назначению права. Первый подход исходит из того, что назначение права выражать интересы господствующего класса, воплощать волю экономически господствующего класса в законы, служить средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Такой подход к назначению права, его роли в обществе исповедует марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор отношений общества.

Другой подход трактует право и его назначение как средство компромисса, снятия противоречий в обществе. Быть средством управления делами в обществе – вот назначение права. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с применением принуждения, но на первый план в правовом решении проблем должны выдвигаться не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

Итак, право – это регулятор отношений общества. Собственно говоря, в этом и заключается социальное назначение права. Общественная жизнь требует урегулированности и порядка. Без этого общество просто не в состоянии существовать и нормально функционировать.

Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.

Урегулированность и порядок на протяжении всей истории человеческого общества поддерживались разными социальными нормами. Сначала это были обычаи. Затем по мере усложнения общественной жизни появляются и другие социальные регуляторы – мораль, корпоративные нормы и т.д. С возникновением государства появляется позитивное право.

Государство, придя на смену родоплеменной организации общества и став органом социального управления, перестает довольствоваться теми нормами, которые сложились до его появления. Стремясь подчинить своему влиянию общественную жизнь, оно создает собственный регулятор отношений общества – позитивное право, вначале приспосабливая для этого отдельные обычаи, а затем устанавливая и собственные правила поведения.

Таким образом, назначение права (позитивного права) состоит в том, чтобы определенным образом, как правило, в интересах государства, регулировать общественные отношения и создавать необходимый в обществе порядок.

Н.А. Пьянов отмечает, что в ряде современных учебников и учебных пособий по теории государства и права можно встретить высказывания о том, что социальное назначение права состоит в обеспечении свободы, утверждении в обществе начал справедливости, в создании необходимых условий для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом. По мнению Н.А. Пьянова, такого рода высказывания относятся по большей части к современным демократическим правовым системам, а также к праву будущего, которое со временем станет выразителем и обеспечителем общечеловеческих идеалов и ценностей. Однако подобные высказывания нельзя распространить на многие правовые системы прошлого, тем более на правовые системы недемократических государств.

Назначение позитивного права не следует отождествлять с его ролью в жизни общества. Роль позитивного права не сводится только к регулированию общественных отношений. Регулирование общественных отношений – это главное, что характеризует роль позитивного права в обществе. Вместе с тем позитивное право способно, например, быть критерием оценки поведения людей или являться носителем информации.

Сущность и социальное назначение права проявляется в его функциях.

Собственно, функции права – это реализация его социального назначения. Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли – закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права, его назначение и роль в общественной жизни.

Исходя из этого, можно отметить следующее:

- Функции позитивного права – это определенные направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом. Каждая функция права представляет собой своеобразный «вектор» воздействия права на общественные отношения или общество в целом. Это может быть как регулирующее, так и какое-либо иное воздействие. В этой связи едва ли можно согласиться с определениями, в которых под функциями права понимаются только основные направления и только регулирующего (юридического) воздействия права на общественные отношения.

- Функции позитивного права – это такие направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом, в которых так или иначе проявляется сущность права (позитивного). Сущность права как бы является в его функциях, выходит через них из глубины на поверхность. Особенно это касается основных функций права, выражающих его роль как регулятора общественных отношений. Анализируя основные функции той или иной конкретной правовой системы, мы можем выявить сущность позитивного права, составляющего основу этой правовой системы.

- Функции позитивного права – это направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляется также социальное назначение и роль права в общественной жизни. Иными словами, функции права позволяют в развернутом виде раскрыть и охарактеризовать как назначение позитивного права, т.е. его служебную роль, так и роль позитивного права в общественной жизни вообще, т.е. его общесоциальную роль.

Рассматривая вопрос о функциях права, необходимо обратить внимание и на их классификацию. Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические.

Общество как сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы –экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называют общесоциальными.

В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая – на политическую; воспитательная – на духовную.

Собственно юридические функции права обычно подразделяют на регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. Такое наименование данных функций права прочно утвердилось в отечественной теории государства и права и практически никем не оспаривается.

Э.А. Калинина выделяет, кроме названных, еще и оценочную функцию права. По ее мнению, оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

Не следует забывать, что и статическая регулятивная, и динамическая регулятивная, и охранительная функции – это определенные направления одной, единой общесоциальной функции права – регулятивной. Поэтому все эти три функции, так или иначе, являются регулятивными функциями права, хотя и выполняют различную нагрузку в процессе правового регулирования общественных отношений.

Статическая регулятивная функция проявляется в том, что право закрепляет в своих нормах те общественные отношения, которые государство желает урегулировать. Вместе с этими отношениями в нормах закрепляется и весь основной порядок (режим) их регулирования (например, круг возможных участников этих отношений, их юридические права и обязанности, меры юридической ответственности, которые могут быть возложены на правонарушителей и т.д. и т.п.)

Динамическая регулятивная функция говорит о функционировании, действии правовых норм. Нормы права после их установления начинают действовать и упорядочивать конкретные отношения, т.е. приводить их в соответствие с тем порядком, который закреплен в нормах права.

И охранительная функция права выражается в том, что право охраняет регулируемые общественные отношения, предусматривая в своих нормах меры защиты нарушенных прав и свобод, меры юридической ответственности за противоправное поведение, порядок возложения ответственности на правонарушителей и т.п..

Необходимо отметить, что функции права можно классифицировать и по другим основаниям. Как и функции государства, их можно подразделять с учетом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления, сфер общественной жизни.

С учетом значимости их можно подразделить на основные и неосновные. К основным функциям права следует отнести регулятивную функцию в целом и те основные направления, правового воздействия, которые из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции.

С учетом сферы распространения функции права можно подразделить на внутренние и внешние. Хотя позитивное право является преимущественно внутренним регулятором, поскольку регулирует общественные отношения главным образом внутри страны, тем не менее, оно участвует и в регулировании отношений с другими государствами. К тому же нередко международные договоры государства входят в состав правовой системы данного государства.

С учетом продолжительности осуществления функции права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции – это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время, временные же функции – это направления правового воздействия, которые существуют в течение определенного времени (например, при регулировании общественных отношений временными нормативно-правовыми актами).

Наконец, с учетом сфер общественной жизни функции права можно подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Экономические – это функции, которые осуществляются правом в сфере экономики (например, регулирование предпринимательской деятельности). Политические – функции, осуществляемые в сфере политики (например, регулирование отношений государства с политическими партиями).

Идеологические функции – это функции права в духовной сфере (например, регулирование образовательной деятельности). Социальные функции – это различные направления правового воздействия (регулирования) в области жилищных, пенсионных и иных социальных отношений. Экологические – это функции права, связанные с регулированием в сфере экологии (например, правовая охрана окружающей среды).

Заканчивая рассмотрение системы функций права, обратим внимание на то, что ее не следует рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Данное положение применимо, в первую очередь, к межотраслевым и социальным функциям. Так, сугубо потребительское отношение общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и, фактически, поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экология, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции права.

Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права – правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции.

Итак, в реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны – оно выступает инструментом политического господства, а с другой – является инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе.

Следовательно, можно сделать вывод, что главное назначение права – обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса.

Социальная роль. Ценность права

Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведённую в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчёркивала классовый характер права и сущность права видела именно в этой воле. С точки зрения марксистско-ленинской теории право по своей сути и есть возведённая в закон воля экономически господствующих классов.

Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но имеет вместе с тем самостоятельное значение. Если понятие права отражает основные, наиболее существенные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право само по себе, в чем его смысл и внутренняя основа.

Государство и право – две тесно связанные между собой части. Они возникли вместе, вместе существуют, функционируют и развиваются. Но государство и право – различные социальные явления. Если государство – организация политической публичной власти. Это институты, органы власти, то право – регулятор общественных отношений – состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера.

Государство и право – важные регуляторы, играющие ведущую роль в нормальном функционировании общественных отношений. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Каждому типу государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое) соответствует свой тип права.

В современном учении о государстве и праве как составной части обществоведения выделяется два подхода к государству и праву.

Первый подход:

«Государство – симптом расколотого общества, орудие насилия, средство подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, национальные – над общечеловеческими, частные – над общими».

Государство выступает как «неразвитое» политическое образование, которому соответствует право в своей «неразвитой» форме.

Второй подход:

«Государство – средство общественного компромисса, снятия или смягчения противоречий, механизм управления делами общества. Подобная позиция обусловила превалирование общенародных интересов над классовыми, общечеловеческих – над национальными, общих – над частными».

Это – «развитое» государство. Оно в полной мере раскрывает своё предназначение и функции в условиях демократии, где широко используются такие общедемократические идеи и институты, как разделение властей, верховенство закона, высокая роль суда, гласность и т.п.

На первых стадиях цивилизации право в виде законов и существовало как своеобразный придаток, инструмент и продолжение государственной власти (в основном как «право законодателя» и «право судей»). Определяющая закономерность развития права заключается в том, что в ходе исторического прогресса право из инструмента государственной власти все более превращается в самостоятельную, высокозначимую силу. В современной литературе мнения разделились таким образом, что право относят либо целиком к элементам цивилизации (Тойнби), либо к элементам цивилизации и культуры одновременно (С.С. Алексеев).

Как явление цивилизации и культуры оно способно «умерить», «обуздать» негативные стороны государственной власти, быть носителем и гарантом прирожденных, естественных прав и свобод человека, дать гарантированный простор свободному развитию индивидуальности, раскрепощению автономной личности.

«Суть феномена права как явления цивилизации и культуры заключается в том, что право нормативно объективирует и реализует глубинные, корневые начала цивилизации и, следовательно, социального прогресса. Одновременно оно фиксирует в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердие и т.д.»

Всё это богатство, накапливаемое человечеством через право, юридические нормы, механизм правового регулирования получают нормативную жизнь в мире объективированных явлений, фиксируется, реализуется в жизненных отношениях, в поведении людей, распространяет свою силу на будущее.

Ход развития истории, человеческая практика приводят к изменению теоретических представлений об обществе. Длительные исторические периоды, опыт разных стран и народов приблизил человечество к формированию нового политического мышления. Его суть – приоритет всех общечеловеческих интересов над частными, неуклонное стремление к договоренностям, к общественным компромиссам. В международном плане, согласно новому мышлению, государства рассматриваются как носители народных (национальных), а не классовых интересов.

Идея взаимопроникновения и взаимообогащения разных общественных систем (конвергенция) уже в настоящее время находит своё подтверждение в развитых западных демократиях. И внутри своей территории государство выступает как средство согласия, компромисса, уступок, а не насилия, подчинения, уничтожения. Внутренние функции государства как орудия социального компромисса: учёт и координация интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными социальными слоями. В то же время «…для достижения социального компромисса необходимо опираться на правопорядок в обществе, выработку и принятие подлинно правовых (справедливых) законов и проведение их в жизнь».

Государство, в котором управление осуществляется при помощи правовых законов, считается правовым. Это высшая, наиболее цивилизованная организация политической власти, созданная человечеством.

В правовом государстве право перестает быть своего рода придатком государственной власти. Оно превращается в целостный, самостоятельный, высокозначимый социальный организм, обеспечивающий свободу и справедливость в обществе, права автономной личности. Утверждается верховенство права, и оно возвышается над государственной властью.

С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия. Оно вытесняет из общества чуждые ему отношения и привычки. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе. С практической стороны право по своему социальному назначению выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей, их коллективов, на основании юридических норм определяется соответствует или нет поведение участников общественных отношений юридическим нормам, и в зависимости от этого либо обеспечивается правомерное поведение, либо применяются государственно-принудительные меры против нарушителей требований норм.

В своей работе «Государственная воля» или «мера свободы»?»

В. Исаков и А. Казулин определяют две концепции юридической регламентации, акцентируя внимание на том, что «назначение права и та роль, которую оно играет по отношению к государству, обществу, личности, могут оказаться совершенно различными».

Они, определяя сущность права в общесоциальном смысле, задаются вопросом: «Что есть право? Творение власти, государственная воля класса или выражение традиций и сознания народа?» Первая концепция исходит из этатически-тоталитарного подхода, где право определяется как государственное выражение воли господствующего класса, подчинённое задачам охраны, закрепления и развития выгодных и угодных ему общественных отношений и порядков.

Её альтернатива – такая концепция правового регулирования, когда главным назначением права оказывается не навязывание людям определённых по усмотрению власти порядков, а обеспечение нормальной жизни гражданского общества, гармонизация естественно складывающихся в нём отношений, предотвращение или по крайней мере смягчение конфликтов, защита прав человека. И, конечно же, юридическое оформление организации и деятельности самого аппарата власти, которое вводит его функционирование в строгие рамки закона и ставит его под контроль гражданского общества.

Различия между ними начинаются с понимания именно сущности права. В одном случае приоритет отдается обеспечению свободы, ограничению произвола, а в другом – началам, выражающим волеизъявление государства.

Прежде всего речь идёт об общих принципах правового регулирования, или о том, что называется типами правового регулирования и характеризует его общую, «дозволительную» или «запретительную» направленность. В этом плане юридическая регламентация бывает двух типов: общедозволительная, когда в её основе лежит общее дозволение, которому корреспондируют конкретные запреты (по принципу «разрешено всё, кроме прямо запрещённого»), и разрешительная, когда основой является общий запрет, которому соответствуют конкретные дозволения (по принципу «запрещено всё, кроме прямо разрешенного»).

В условиях огосударствления общественной жизни власть целиком берёт на себя заботу об обществе и его членах, что и оправдывает её тоталитарное руководство и контроль над всей социальной жизнью. В результате государство, аппарат политической власти оказываются свободными в своих отношениях с гражданами, последних же ставят в положение несвободных.

Свобода же индивида выступает тут либо как вынужденная уступка государства гражданину, либо как средство решения поставленных аппаратом власти задач, но никто не рассматривается как абсолютная, самостоятельная ценность. Государство отпускает свободу в форме конкретных дозволений на фоне общего запрета. Используя подобный тип правовой регламентации, государство создает юридическую атмосферу для подключения к регулированию поведения людей способа позитивного «обязывания». Подлинная суть концепции «право – государственная воля» заключается в том, что в этатизированой правовой системе преобладают обязывающие (и запрещающие) начала, главной стороной её функционирования становится обеспечение исполнения обязанностей и, даже права в той или иной форме приобретают черты обязанностей.

Главное в сущности права, основанном на демократической концепции юридического опосредования общественной жизни, связано с обеспечением свободы, утверждением общечеловеческих ценностей. Право здесь понимается как мера свободы, служит упорядочению поведения самостоятельных и социально активных субъектов. Юридическая регламентация здесь стремится к тому, чтобы обходиться «без навязывания» людям тех или иных вариантов поведения. Правовые ограничения выступают в конечном счёте средством обеспечения свободы. Характеризуя такую правовую систему, уместно вспомнить слова К. Маркса: «Законодатель… не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений».

Это сказано о «праве – мере свободы». Оно как раз и отличается тем, что в большей мере служит инструментом самоорганизации гражданского общества, передающего государству полномочия фиксировать в законодательстве и гарантировать внутренние законы своего бытия, нежели орудием в руках государства, решающего за общество, за людей, как им жить. Доминирующим в «праве – мере свободы» в способе правового регулирования является использование запретов, дозволений. Регулирующая сила взятых во взаимодействии дозволений и запретов состоит как раз в том, чтобы путём предоставления людям прав с точным указанием пределов возможного поведения, путей обеспечения нормативно организованной социальной свободы дать простор действию всей системы социальных регуляторов – экономических, духовно-нравственных и др.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях. Общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

Ценность права

Право является социальной ценностью. В связи с развитием того направления философской мысли, которое называется аксиологией стало возможным охарактеризовать место и роль права в жизни общества.

Аксиология (от греческого axia – ценность и логия) – теория ценностей, отражает и изучает всеобщее в разнообразных ценностях, выявляет общие принципы ценностей и оценок, их общие понятия.

Среди основных понятий аксиологической теории на первом месте стоит понятие «ценность». «Ценность» – не вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности – это вещи, обращенные к человеку. В этом смысле ценность не есть сам предмет (материальный или духовный, природный или общественный, действительный или мнимый), ценность – это предмет в его связи с человеком, с точки зрения его значимости для человека. Ценность вещей обусловлена их связью с человеком, их способностью удовлетворять его потребностям, способствовать развитию его сущности.

Другая аксиологическая категория – оценка – субъективный акт человеческого сознания, субъективное отражение объективно существующей реальности. Ценности выражают значимость предмета для человека, но только ту значимость, которая носит положительный характер. Ценности – это объекты, положительно оценённые субъектом. По традиции, собственно аксиологическими считаются духовные ценности – идеи, образы, цели, нормы, идеалы. Они характеризуют высшие запросы людей и в отличие от материальных ценностей не выражаются в количественных показателях и не измеряются ими.

Между субъектом и объектом, взятым с его полезными для человека свойствами, существует ценностное отношение. Именно в его рамках человек относится к предмету как ценности. Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Система правового регулирования включает в себя разнообразные ценности, оценки, оценочные критерии, нормы, социальные институты. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулирующее значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки.

Основное в оценке состоит в том, что она квалифицирует поступки, мотивы, цели людей. А юридико-нормативное закрепление этих оценок и ценностей в праве уже предопределяет в значительной мере ценность (не ценность) самого права. Без аксиологического подхода нельзя выявить роль права в общечеловеческом социальном и культурном прогрессе, понять проявления преемственности в праве. К правовой аксиологии относятся вопросы ценностей в праве и ценности права.

Оценки и нормы права являются специфическими формами социального познания. Оценки и нормы права дают знания прежде всего о должном поведении, о поступках, которое государство требует, разрешает, запрещает, о неблагоприятных последствиях, которые наступят для субъекта, не считающегося с предписанием. Главное назначение правовых норм – регулировать. Но эту функцию они не могут осуществить, если не несут определённой информации. Без наличия последней правовой субъект не в состоянии осмыслить значение нормы, то, что она предписывает. Это информация об отношении общества (государства) к тем или иным фактам, поступкам, т.е. об оценке, которая им дается, а затем о вытекающем из этой оценки поведении.

Правовые ценности находятся в оценивающем субъекте (социальной группе).

Это их потребности, интересы и цели, на основе которых они формируют своё отношение к ценностям, соотносят их, выстраивают по значению (с учетом их объективной способности удовлетворять этим потребностям, интересам, целям) и соответствующим образом закрепляют их (или стремятся закрепить) юридически.

Статус ценности в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера – материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они порождают в качестве идеального обоснования нормы права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Эти ценности одновременно являются идеалами и реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том и другом их качестве.

Эти идеалы, принципы, как и все другие вещи, явления представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеком, с человеческой личностью. Они выступают не как самостоятельные и независимые от человека данности, а как свобода, мир, справедливость, демократия и т.п. для людей, для человека. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в её индивидуальных и коллективных проявлениях.

Ценности в праве ведут нас к ценностям самого права. Правовые нормы и право по преимуществу формируются как ценностные явления, а содержание правовых норм и институтов получает ценностные аспекты посредством оценок и ценностных отношений. Человек (социальная группа) ставит перед собой в своей деятельности цели и руководствуется целями, для осуществления которых выбирает средства. Он решает, что для него полезно или вредно, намечает цели и средства после множества оценок, ставя себя во множество ценностных отношений. На этой основе он выбирает и варианты действия. Оценка приводит его к вариантам поведения и вместе с тем определяет его выбор.

В правовых нормах, как и во всех нормативах, моделируются типичные телеологические действия и предусматриваются альтернативы (поступков, поведения). Содержание правовых норм определяется (является отражением) альтернативным характером ситуации, с одной стороны, а с другой – оно в свою очередь воздействует на будущее поведение при возникновении конкретной альтернативной ситуации, влияя таким образом на человеческие отношения.

Всё это означает, что норма является результатом выбора альтернатив, получивших в силу оценки статус ценностей и не ценностей: она при необходимости содержит в себе решение (выбор) из числа альтернатив (ценностей и не ценностей), которое она сообщает и предписывает. Ведь правовой субъект не всегда выбирает то, что является ценностью для субъекта нормотворчества (социальной группы, общества). Он готов выбрать субъективно ценное. Посредством гарантированной государством нормы он идет к выбору, соответствующим тем оценкам и ценностям какими они являются для нормотворческого субъекта. Итак, правовые нормы и право в целом входят в круг ценностных явлений, они становятся предметом ценностного отношения, объектом оценки.

Право как социальное явление, призванное регулировать общественные отношения, имеет характер ценности, ибо оно отражает, вбирает в себя, и закрепляет ценности.

Эти ценности – политические, моральные, культурные и т.д. – посредством права приобретают значение правовых ценностей. Право придает им практическую силу, обеспечивает условия для их осуществления и развития, становится средством их достижения. Таким образом право само включается в «мир ценностей», аксиологизируется. В его сфере возникают и специфические правовые ценности (идея о праве, о законности, о порядке и безопасности), путем реализации которых обеспечиваются другие ценности. Важнейшие социальные ценности, отраженные в праве, взятом в его историческом развитии, пронизывают его «изнутри» и как бы находят в нем свое второе рождение, превращаясь в правовые принципы (демократии, гуманизма и т.д.). Эту ценность права можно определить как непрямую, опосредованную.

Она привносится в него как бы «извне», являясь отражением разнообразных социальных ценностей.

Но у права есть и своя собственная, непосредственно связанная со своей природой, структурой и назначением социальная ценность. Речь идет о возможности права обеспечивать в высокой степени устойчивость и порядок, организованность в обществе, общественных отношениях. Оно по самой своей природе несовместимо с произволом, отсутствием порядка. «В настоящее время, – пишет С.С. Алексеев, – становится все более ясным, что право, как социальная ценность – это такое общественное, объективно-реальное явление, которое своим содержанием отрицает произвол и беззаконие».

Право вообще обладает свойством поддерживать порядок и организованность в обществе и социальных институтах (семье, коллективах, государстве и т.д.). Оно регулирует процессы изменения и развития общества, оберегая его от дезорганизации. Вследствие всего этого право является мощным фактором социального развития.

Появление права явилось гигантским шагом вперед в социальном регулировании. Будучи сознательно, рационально (а позднее научно) созданной нормативной системой, оно располагает уникальными регулятивными возможностями. В отличие от других социальных регуляторов, формирующихся стихийно или отражающих бессилие человека перед лицом законов природы и социальных законов, оно связано со стремлением человека и общества господствовать над этими законами.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. В рамках двух основных классов ценностей – материальных и духовных – право является духовной ценностью, к которым также относятся политические, моральные, эстетические, научные и др. ценности.

Ценность права как социального явления нельзя выявить до конца, если не связать его с человеческой культурой, если не признать, что некоторыми своими аспектами оно входит в эту культуру. К культуре относятся всё, что люди создали, сотворили посредством своей трудовой деятельности и что служит им для адаптации к среде и поддержания их социальной жизни. Право тоже представляет собой нечто такое, что в известном смысле сконструировано людьми. Сюда относятся и элементы содержания права (правовые идеи, принципы, предписания), и формальные элементы (специфические правовые формы, источники, законодательные системы), и практические (правила и традиции в области правоприменения, судебной практики и т.д.).

Однако не может быть культурой то, что античеловечно и противоречит прогрессу. К антикультуре относится процессуальные институты инквизиции, реакционные и антинародные законы и т.п.

Реальную ценность права, вне всякого сомнения, нельзя отрывать от ценности государства, от связи права с государством. Однако, это допустимо лишь в той степени, в какой высшей ценностью для государства является человек.

Позитивное право является определённой ценностью и для каждого отдельного человека. Как бы негативно не относился тот или иной индивид к позитивному праву, без него он обойтись не может. Позитивное право, регулируя общественные отношения, наделяет их участников, прежде всего людей, определенными юридическими правами и обязанностями. Тем самым оно определяет свободу человека, меру, границы этой свободы. Чем демократичнее государство, тем шире границы этой свободы.

Определяя свободу человека, позитивное право одновременно и гарантирует эту свободу, предоставляя в его распоряжение целый арсенал правовых средств, с помощью которых он может защитить свои права и свою свободу. Даже тогда, когда индивид противопоставляет себя обществу и государству и не выполняет требований позитивного права, последнее предоставляет ему определенные возможности для защиты своих интересов в случае государственного преследования. В современном обществе позитивное право в целом стоит на защите прав и свобод человека, охраняет его жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию и другие общечеловеческие ценности.

Говоря о ценности позитивного права, его полезности, значимости для государства, общества и каждого отдельного человека, необходимо иметь в виду, что ценность позитивного права предопределяется его свойствами, которые проявляются в его основных признаках. К этим свойствам относятся нормативность, общеобязательность, системность, формальная определенность и гарантированность. Благодаря данным свойствам, позитивное право и приобретает такое качество как ценность. В частности, благодаря нормативности, позитивное право способно охватить своими правилами поведение неопределенного множества людей и урегулировать неопределенное число конкретных общественных отношений.

Благодаря общеобязательности, позитивное право способно довести государственную волю до любого и каждого и подчинить всех членов общества единому порядку. Системность позволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, причем урегулировать их единообразно в масштабах всей страны, поскольку позитивное право – это в целом единая в государстве система норм. Формальная определённость делает правовое регулирование общественных отношений строгим и определённым.

Благодаря ей решаются задачи: к исполнению какой обязанности и каким способом принуждается субъект в случае нарушения им требований норм различных отраслей права.

Позитивное право чётко определяет объекты правового регулирования, границы свободы поведения участников регулируемых общественных отношений, социальные и личностные ценности, которые оно защищает.

Государственное принуждение – это фактор, позволивший чётко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и её границы. Человек действующий в рамках права свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) чётко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом.

Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо чёткое определение сферы свободы (право), её границ (юридическая обязанность) и ограничений (юридическая ответственность).

Наконец, гарантированность делает правовое регулирование общественных отношений и тот порядок, который определяется нормами позитивного права, стабильным, устойчивым и неподвластным произволу отдельных индивидов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: