Учения Платона о бытии, о природе человека и общества, о сущности познания

Философской учение Платона охватывает широкий круг вопросов - о бытии, мире и

его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитании

искусстве.

Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и

погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной

сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи

или виды), постигаемые умом. По отношению к чувствам вещам идеи и причины и

образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого

класса.

Так как чувственные вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только

бытием, но и небытием. Это небытие есть материя и пространство (область

непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на

себя идеи и превращая их во множество частных вещей, разделенных

пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой

идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они

получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной

бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности).

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и

времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и

изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями

пространства и времени.

Материю сотворил демиург - творец, чистый разум.

В центре космологии учение о мировой душе. Душа заключена в темницу нашего

тела, но способна к перевоплощениям. Знание есть припоминание. До своего

вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее.

Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания

остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей

знания. Вид познания зависит от различия познаваемых вещей. Достоверное

познание (воспоминание) - только об истинно сущих видах - идеях. О

чувственных вещах и явлениях возможно лишь вероятное мнение. Тут не понятно,

что есть истина. Между идеями и чувственными вещами - математические понятия,

доступные рассудочному познанию.

Метод познания - диалектика. Два пути - восхождение по обобщению понятий

вплоть до высших родов и нисхождение от общего к частному, это касается

только идей, но не чувственных единичных вещей. Идеи познаются путем

интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются

лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания.

Бытие, когда оно рассматривается само по себе - едино, вечно, тождественно,

неизменно, неподвижно, но оно же при рассмотрении по отношению к иному

содержит в себе различия, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержит в себе

противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и

изменчиво.

Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к мышлению.

10. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.
Категории — это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина—это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего».
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.
Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: