Содержание профессиональной подготовки лиц с умственной отсталостью. Социальная адаптация в процессе профессиональной подготовки

Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике все более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду. Профессиональная подготовка рассматриваемой группы лиц осуществляется в учреждениях различных типов и ведомственной подчиненности: профессиональных реабилитационно-образовательных учреждениях, учебных заведениях начального профессионального образования, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах и специальных (коррекционных) школах VIII вида. В последнее время появляются альтернативные формы профессиональной подготовки и виды реабилитационных учреждений, осуществляющих ее. Умственная отсталость – группа различных по причинам возникновения и клиническим проявлениям отклоняющихся от нормы состояний, признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до трех лет) общего психического недоразвития с преимущественным недоразвитием интеллектуальных способностей. В литературе выделяются следующие главные критерии умственной отсталости [22]:
своеобразная структура слабоумия со снижением мыслительной функции при меньших нарушениях других когнитивных функций (предпосылок интеллекта: внимания, памяти, восприятия) и относительно меньшим недоразвитием эмоциональной сферы; непрогредиентность – отсутствие снижения интеллектуального отставания; замедленный темп психического развития, пассивность психических процессов. При профориентации и, в частности, при подборе соответствующего вида трудовой деятельности необходимо учитывать не только выраженность интеллектуальных нарушений, но и тип дефекта психики. Успешность профессиональной, как и всякой другой, деятельности определяется не только уровнем развития интеллекта, но и степенью мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля поведения, личностными проявлениями, энергетическим потенциалом и рядом клинико-социальных данных, которые определяются типом психического дефекта. Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. Уровень профессиональной подготовки может быть рекомендован в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности. Для лиц с умеренной умственной отсталостью в условиях стационара или учреждений дневного пребывания профессиональная подготовка может заключается в освоении: отдельных трудовых и профессиональных навыков; определенного вида работ; функциональных обязанностей по специальности в полном объеме. Обучение предваряется оценкой уровня социальной адаптации, подготовленности к освоению необходимых навыков, подбором профессии, проведением трудовых проб. Для тех, кто не готов к освоению профессиональных навыков (не развиты такие качества и функции, как мелкая моторика рук, координация движений, кожная чувствительность, глазомер, внимание, аккуратность, самоконтроль), но выбрал профиль обучения, можно рекомендовать предварительную подготовку по вводному курсу. В результате освоения данного курса воспитанники должны иметь общее представление о специальности, уметь выполнять основные операции на низшем уровне (с подсказкой и при контроле мастера). При освоении и отработке общих умений и навыков осуществляется профессиональная проба, которая сводится к тому, что педагог выявляет уровень готовности каждого из воспитанников к освоению специальности: определяется состояние крупной и мелкой моторики, способность выполнять заданную последовательность работ с необходимым качеством, составлять план деятельности, контролировать себя в процессе работы и выполнять основные операции. Методика обучения включает различные методы и формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, направленные на формирование готовности к профессиональному обучению. Социальная адаптация направлена на создание и обеспечение условий для взаимосвязи воспитанника с обществом, формирование его социального статуса и способностей к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Целью социальной адаптации в процессе профессиональной подготовки лиц с умеренной умственной отсталостью является максимальное приспособление к жизни, включение в окружающую социальную и трудовую среду, формирование социально-трудовой мобильности посредством накопления социального опыта. Это выражается в способности быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, находить адекватные способы разрешения проблем как в личной, так и в трудовой жизни Социальный опыт приобретается в процессе участия в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, формирует отношение ко всем проявлениям жизни, определяет поведение, уровень развития знаний и умений. Социальный опыт и компетенция должны формироваться целенаправленно по определенной программе, но не учебного предмета, а организации деятельности по формированию этих качеств, так как опыт приобретается только на практике. социально-бытовую адаптацию – формирование основных понятий и навыков, связанных с сохранением здоровья, заботой о своей внешности (санитарно-гигиенические навыки, прическа, одежда, макияж), с рациональным питанием, с бытовыми проблемами в доме (уют, кулинария, стирка, бытовая техника, уборка, ремонт, досуг); социально-средовую ориентацию – формирование основных понятий и опыта общения и поведения в ближнем и формальном окружении; ориентировки в городе, в транспорте, в магазинах; навыков бережного отношения к природе; основных понятий о единстве человека и природы, о правах и обязанностях каждого человека. Сквозными элементами программы являются: мотивация правильного поведения, речевая и коммуникативная культура, эстетика. Отдельные разделы программы могут осваиваться не последовательно, а параллельно.

Типовые компетентностно ориентированные задания:

Задание № 1 (КОЗ-3). О взаимоотношениях, интересах, увлечениях в семье школьника. Из материалов школьных сочинений.

Пятиклассники написали сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме».

На одной картинке мальчик достает из стенного шкафчика банку с вареньем. За этой процедурой с интересом наблюдает серый кот. На другой картинке — мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия.

Сочинение Саши К.: «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем, — пишет он, — я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда говоришь — ничего не бывает. Просто мама отлупила бы кошку...»

Сочинение Валеры Ш.: «Когда я вынимал из шкафчика банку, Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку... Я не стал говорить маме про кошку, она бы ее выгнала. А куда бы Мурка делась?..»

Вопросы и задания:

1. В чем педагогическое назначение таких сочинений? Педагогическая диагностика, выбор методов и приемов по воздействию на ученика, развитие и проявление творчества, развитие мышления и т.д.

2. Какие стороны личности проявились у мальчиков в сочинении? Саша - безответственность, сознательное искажение фактов, неуверенность, скорее всего отсутствие доверительных отношений в семье. Валера – милосердие, доброта, ответственность.

3. Как могут быть использованы сочинения в воспитательной работе с детьми? Коррекционно-развивающая работа в семье и в школе. Поощрение, развитие способностей. Стимулирование к самостоятельным суждениям.

4. Как следует отреагировать педагогу на откровенное высказывание мыслей учениками? Деликатность и

5. На какие просчеты в воспитании педагогу и родителям следует обратить внимание в последующей воспитательной работе с Сашей К. и Валерой Ш.? Платон сказал «Никто не становится хорошим человеком случайно». Необходимы целенаправленные действия учителя и родителей по коррекции. Создание атмосферы доверия в семье, изменение межличностных отношений, создание ситуаций, способствующих коррекции и развитию нравственных качеств.

Задание № 2 (КОЗ-4). Наследственность – это…?

Проанализируйте предложенные ответы, доказав правильность или ошибочность каждого из них.

1. Биологические задатки, служащие основой для развития индивидуальных физических способностей человека. совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».

2. Наследственность представляет собой тот социальный опыт, который родители передают детям. Нет, поскольку наследственность – это биологические задатки как основа.

3. Способности к различным видам психической деятельности.

4. Наследственность — это все те качества характера, которые ребенок получает от родителей в генной информации. Качества характера развиваются и корректируются как в семье, так и в ОУ.

Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей. С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе.

Задание № 3 (КОЗ-5). Человек и деятельность.

Какое значение имеет деятельность человека для его развития? Из приведенных ответов выберите правильный, обосновав свой выбор.

1. Человек — это продукт наследственности, среды и воспитания. Поэтому деятельность личности не играет существенной роли в ее развитии.

2. Деятельность человека может быть направлена лишь на внешние факторы, вести к изменениям внешней среды. На собственное развитие она не оказывает влияния.

3. Организованная и целенаправленная деятельность ребенка способствует развитию личности. Активная деятельность индивида в физической, психической, социальной сферах как нельзя лучше способствует развитию и формированию личности. Деятельность – это развитие, движение вперёд, самосовершенствование, развитие духовных и физических качеств. знания о научной и изобретательской деятельности станут базой при изучении научно-технической революции; знания о трудовой деятельности будут опорой при изучении экономического развития современной цивилизации; знания о духовно-теоретической и духовно-практической деятельности помогут постижению духовных ценностей современной цивилизации; знания о политической деятельности станут исходными при изучении современной политической жизни и т. д.

4. Деятельность человека имеет лишь второстепенное значение для его развития. Ведь становление личности детерминировано наследственными факторами. Поэтому в деятельности лишь проявляются готовые свойства личности. Своей деятельностью человек изменяет окружающую действительность, но не самого себя.

Задание № 4 (КОЗ-6). В чем вы видите смысл знания учителем возрастных и индивидуальных особенностей детей с умственной отсталостью?

Найдите правильный ответ, объясните ошибочность одного-двух других ответов.

1. Возрастная периодизация – это точная схема психического развития ребенка, в соответствии с которой разрабатываются и применяются относительно универсальные средства воспитания.

2. На основе возрастной периодизации учитель осуществляет изучение индивидуальных особенностей детей и учитывает в процессе воспитания рост сил и возможностей ученика.

3. Знание возрастной периодизации дает учителю возможность увидеть рост и развитие биологического фонда человека.

4. Для воспитателя знание возрастных особенностей детей не имеет реального смысла, так как все его методы воспитания основаны лишь на знании индивидуальных особенностей учащихся.

Задание № 10 (КОЗ-7). Процесс взаимовлияния среды и воспитания на формирование личности умственно отсталого ребенка.

В чем конкретно сказывается роль воспитания? Выберите необходимые ответы.

1. Воспитание направлено на устранение тех условий, которые могут оказывать отрицательное влияние на формирование личности.

2. Воспитание предполагает разумную организацию жизни и деятельности ребенка.

3. Роль воспитания состоит в создании таких условий, которые оказывали бы положительное воздействие на формирование личности человека.

4. Воспитание должно быть направлено на ограждение воспитанника от негативного влияния.

5. Задача воспитания — осуществлять отбор из окружающей среды тех факторов, которые стимулируют развитие личности.

Задание № 6 (КОЗ-8). Проанализируйте ситуацию.

Еще в прошлом столетии некоторые ученые всерьез полагали, будто ребенок изобрел бы язык, даже будучи предоставлен сам себе. Рассказывают, что некогда жестокий тиран вознамерился узнать, на каком языке заговорят дети, которых никто не познакомит с языком. Для этого он повелел держать группу детей в изоляции, с тем, чтобы они не услышали человеческой речи. Нечего и говорить, что все дети умерли, так и не проявив якобы изначально свойственного им инстинкта языкотворчества.

1. Проанализируйте это явление с позиций концепции о развитии личности. Овладение культур (Выготский) и через естественное развитие. Способы формирования мышления – система символов и знаков – язык. Овладение символами и знаками, развитие речи – влияют на возникновение психических процессов, которые отличают поведение человека от животного.

2. Что послужило ведущим тормозом в социальном и интеллектуальном развитии этих детей? Социальная ситуация развития и формирования

Задание № 7 (КОЗ-9). Соотнесите термин и его значение, дополните недостающее.

Коррекционное обучение РАЗВИТИЕ _ целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающегося на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении
Коррекционное воспитание КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоение способов применения полученных знаний
Коррекционное развитие ЭТО КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ - воспитание типологических свойств и качеств личности инвариантных предметной специфике деятельности (ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ТРУДОВОЙ, ЭСТЕТИЧЕСКОЙ), позволяющих адаптироваться в окружающей среде

Сопоставьте учебно-воспитательный и коррекционный процессы (цель, задачи, содержание, приемы и методы, результат и т.д.).

Задание № 8 (КОЗ-10). Разработайте структуру комбинированного урока русского языка.

Выделите цель, задачи, материалы и оборудование, межпредметные взаимосвязи и т.д. Укажите возможные коррекционные упражнения и приемы. Обоснуйте принципы, которыми будете руководствоваться при построении урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: