Понятие о храме. Происхождение храмов

ЛИТУРГИКА

Местом христианского богослужения является храм. В Православной Церкви храмом называют особое, отличное от других зданий строение, посвященное Богу и предназначенное для общественного богослужения. Христиане выделяют, посвящают Богу и время (праздничные дни, время для молитвы) и пространство, место.

По своему статусу храмы различаются на ставропигиальные (подчиняющиеся непосредственно патриарху или митрополиту, но находящиеся на территории другой епархии; ставропигиальными могут быть и монастыри), кафедральные (храмы епархиального архиерея), приходские, домовые (в различного рода учреждениях) и кладбищенские. Больше всего насчитывается приходских храмов.

Наименования храма

Храм – это слово, происходящее из церковнославянского языка. В древнерусском языке ему соответствуют слова «хоромъ» и «хоромы», обозначающие дом, деревянное строение. Слово «храм» существует также в болгарском, сербо-хорватском, словенском, чешском и словацком языках.

Наиболее древним наименованием, обозначающим храм как место собрания верующих, является церковь, по-гречески εκκλησια. Оно встречается в Мф.18:17:1 Кор.11:18, 20, 22; Деян.19:40.

Синонимом слова «церковь» является слово «собор» (συνοδος). В Русской Православной Церкви так называют большой храм, имеющий несколько престолов и большое количество клириков. В Греческой Церкви собором называют главный храм монастыря.

Существуют наименования храмов, происходящие от святых или событий, в честь которых освящен храм. Храм в честь мучеников называют (μαρτυριον, memoria, в честь апостолов – αποστολειον, в честь пророков – προφητειον.

Священное Писание Нового Завета не содержит в себе никаких специальных указаний относительно мест богослужебных собраний. В нем мы читаем о том, что Иисус Христос посещал Иерусалимский храм, учил в нем, проявлял заботу о его святости (Мф.21:12). Однако в беседе с самарянкой Он сказал о том, что наступает время, когда Богу будут покланяться не только в Иерусалиме (Ин.4). Посещал Иисус Христос и синагоги, читал в них Писание, изъяснял его (Лк.4:16-17). Вместе с тем, Он не завещал посещать храм и синагоги Своим ученикам. Более того, прощальная беседа Его с учениками происходила в горнице обычного жилого дома (Лк.22:12).

Апостолы и первые иудео-христиане не разрывали связь с Иерусалимским храмом. Они посещали и храм, и синагоги. Но эти посещения были связаны с проповедью христианства иудеям. Постепенно христиане отошли от храма и синагог. Это было связано с преследованием со стороны иудеев, с решениями Апостольского собора 50 г. и разрушением храма в 70 г. Основным местом христианских собраний становится частный дом. Об этом говорят новозаветные книги (Рим.16:3-4; Кол.4; Флп.2). Книга Деяний также свидетельствует, что христиане проводили свои собрания в домах, преломляли хлеб по домам (Деян.2:46).

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.

Кроме частных домов христиане уже в III в. имели специальные постройки, известные даже язычникам. Гонение императора Диоклетиана началось с разрушения никомедийской церкви, видимой из окон дворца, и с эдикта, повелевающего разрушать христианские храмы. Миланский эдикт 313 года вернул христианам отнятые у них места богослужебных собраний. О том, как выглядели эти первые христианские храмы, можно только догадываться.

Единственным сохранившимся христианским храмом периода гонений является открытый в 1931-1932 годах «дом собраний» в римской крепости Дура-Европос на Евфрате. Главная комната этого богатого дома вмещала до 70 человек. В ней был небольшой подиум, который мог служить для выделения алтарной части. Из этой комнаты можно было попасть в баптистерий, расписанный библейскими сюжетами. Сам дом датируется концом II века. Однако местом собрания христиан он мог стать в первой половине III века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: