Сугубая ектения, раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую ектению. Если священник служит один, то ектению читает он сам.

Диакон: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексие, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей».

Хор: «Господи, помилуй».

Во время прошения о властях церковных священник читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям щедроты Свои: «Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб…».

Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон; неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

Диакон: «Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (в монастыре: и создателех святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о плодоносящих и доброделащих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

По церковной практике к сугубой ектении добавляются (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам прихожан): «О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их» и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносит: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», и читается священником молитва, например, о болящем.

Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении читается ектения об усопших, при открытых царских вратах1.

Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о упокоении души (душ) усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Божия (ей, их) (имена рек) и о еже проститися ему (ей, им) всякому прегрешению, вольному же и невольному».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Яко да Господь Бог учинит душу (души) его (ея, их), идеже праведнии упокояются».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Милости Божия, Царствия Небеснаго и оставления грехов его (ея, их) у Христа, Бессмертнаго Царя и Бога нашего, просим».

Хор: «Подай, Господи».

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник читает (тайно или вслух) молитву: «Боже духов и всякия плоти…».

Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению об оглашенных: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» (см. Служебник).

Молитвой об оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы Он огласил словом истины тех, которые еще не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей Церкви, помиловал и сохранил Своею благодатию.

Во время чтения этой ектении оглашенные приклоняют главы, чтобы принять благословение Божие, которое священник испрашивает им в молитве об оглашенных.

Начиная с этой молитвы, тексты тайных молитв на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого различаются.

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
«Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренный призираяй». «Господи Боже наш, Иже на небесех живый…».

По окончании тайной молитвы священник возглашает: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Молитвы об оглашенных имеют отношение и к верным: они внушают и им проверить свою совесть, достойны ли они присутствовать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии верных.

В Служебнике после возгласа «Да и тии с нами…» есть указание: «Священник простирает антиминс», то есть открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой, часть антиминса. По принятой в настоящее время практике, илитон и три стороны антиминса раскрываются во время сугубой ектении — при прошении о властях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении об оглашенных — при прошении «Открыет им Евангелие правды», а во время возгласа «Да и тии с нами…» священник делает губкой (находящейся в антиминсе) крест над антиминсом и, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс.

Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите!; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы верхнии, паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй».

Возглашением диакона «Оглашеннии, изыдите…» заканчивается вторая часть литургии — литургия оглашенных.

22. Литургия верных. (Понятие о литургии верных.Ектения и молитва верных.Херувимская песнь Великий вход. Просительная ектения, молитва приношения. Символ веры. Совершение таинства. Евхаристический канон. Возношение Святых Даров. Преложение Святых Даров. Прославление Божией Матери. Поминовение живых и умерших. Приготовление молящихся к святому причастию. Молитва Господня. Причащение священнослужителей. Причащение мирян. Последнее явление Святых Даров молящимся. Благодарственная ектения за причащением и заамвонная молитва. Потребление Святых даров. Отпуст.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: