Тема. Методика преподавания специальных музыкальных дисциплин в системе музыкального образования

Подготовка к экзамену

Методика преподавания специальных музыкальных дисциплин выделилась в самостоятельный предмет изучения в конце ХХ века, вместе с музыкальной педагогикой, составной и неотъемлемой частью которой, она является. Помимо нее в структуре музыкальной педагогики изучаются еще такие дисциплины как:

- методология педагогики музыкального образования;

- теория и практика музыкального образования;

- история музыкального образования;

- музыкально-педагогические практикумы.

Основной раздел данной дисциплины будет рассматривать вопросы:

- Структуры профессиональных диаграмм специалиста в области музыкальной педагогики;

-Характеристику профессиональных личностных качеств специалиста, и основных компонентов художественно-педагогической деятельности и педагогического мастерства.

- Этапы и пути формирования музыкально-педагогического мастерства.

Помимо этих основных вопросов, кратко будут раскрываться темы:

- место и роль педагогики музыкального образования в системе современных наук;

- теоретические и практические основы музыкального воспитания, их взаимосвязь с музыкально-педагогическим процессом;

- из истории музыкального образования;

- основные вехи в становлении музыкальной педагогики в Беларуси.

Тема. Педагогика музыкального образования

Вопросы:

· Что такое педагогика

· Педагогика музыкального образования

· Субъект образования

· Музыкально-образовательный процесс

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Система педагогических наук выглядит следующим образом:

Педагогика
Отрасли педагогики
дополнительные специальные возрастные профессиональные
История педагогики Сравнительная педагогика Социальная педагогика Этнапедагогика Сурдопедагогика Логопедия Тифлопедагогика Алигофренопедагогика Превентивная педагогика Коррекционная педагогика Дошкольная Школьная Высшей школы Последипломного образования андрогогика Военная Библиотечная Творческая Отдыха Инженерная Кульпросветработы Музейная Музыкальная Профессиональная Спортивная Театральная Хореографическая

Педагогика музыкального образования является ответвлением от общей педагогики и педагогики художественного образования, поэтому использует общепедагогические закономерности и принципы, и основные положения педагогики искусства, а также имеет и свои специфические принципы и правила развития. Изучение педагогики музыкального образования является важной основой в подготовке молодого специалиста к практической деятельности в качестве учителя музыки, преподавателя музыкальных дисциплин, организаторов музыкального образования детей и взрослых, руководителей музыкальных коллективов в системе общего и профессионального музыкального образования.

Предмет «Методика преподавания специальных музыкальных дисциплин» - один из основных в системе музыкальной педагогики. Изучение этой дисциплины позволяет будущим специалистам узнать:

1. Основные направления и перспективы развития музыкального образование и музыкально-педагогической науки;

2. Теоретико-методологические основы музыкально-педагогического процесса, программы и учебники по музыке.

3. Методику преподавания предмета «Музыка»;

4. Формы и методы музыкального воспитания и их дидактические возможности.

В рамках заявленной темы мы должны остановиться на понятии «субъект образования».

Образовательное пространство – это часть окружающего нас мира, которая через органы ощущение соприкасается с сознанием субъекта образования. Воспринимается, запоминается, осмысливается. Субъект находится во взаимодействии трех сфер: природной (индивид), социальной (личность) и духовной(человек). Эти элементы выступают в единстве и борьбе противоположностей. Индивид – рождается, вырастает, становится взрослым, стареет, умирает. Личность – проявляется в социальной жизни, профессии, культуре. Человек – проявляется в позициях и поведениях.

Субъект образования имеет свое внутреннее содержание в которое входит:

Информация о природе и представление себя в ней в качестве её части; информация об обществе и представление о себе как о его части; представление о духовности и позиционирование себя как человека разумного. Изменение внутреннего образа субъекта идет в процессе образования. Так же и на протяжении всей жизни человека. Идут изменения в его потребностях, опыте и способностях. Таким образом, образование это процесс по изменению внутреннего содержания субъекта образования происходящий всюду и всегда в осознании самого себя и окружающего мира. Согласно трем сферам взаимодействия (природная, социальная, духовная) у субъекта образования появляются потребности («хочу»), способности («могу») и нормы («должен»).

Итогом образовательного процесса должен стать возросший уровень образованности субъекта образования.

Музыкально образовательный процесс – специально организованный триединый процесс музыкального обучения, воспитания и развития в области передачи культурно-исторического опыта в области музыкального искусства и музыкальной деятельности.

Музыкальное образование - это способ музыкального образования личности, направленный на формирование её музыкальной культуры через! организацию передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, опыта в области видов музыкальной деятельности, музыкального творчества и музыкального самообразования.

Музыкальное воспитание - это способ музыкального образования личности, направленный на формирование её музыкальной культуры через!

организацию становления музыкально-эстетической осведомлённости (музыкальных интересов, потребностей, мотивов, эстетических эмоций, переживаний, чувств, идеалов, оценок, взглядов и проч.)

Музыкальное развитие - это способ музыкального образования личности, направленный на формирование её музыкальной культуры через!

Обеспечение развития природных музыкальных задатков и формирование на их основе – музыкальных способностей.

Музыкальная культура личности, как итог музыкально-педагогического процесса есть музыкальная образованность человека как целостное триединство его музыкального образования, воспитания и развития.

Вопросы и задания:

1. Дайте определения понятиям: «педагогика», «Образовательное пространство», «субъект образования».

2. Эссе на тему: музыкальная культура личности.

Тема. О методах и приемах преподавания музыки.

Вопросы:

· Идея педагогики искусства

· Классическая музыка

· Проблемы восприятия классической музыки

Основная идея педагогики искусства

подлинное искусство – для всех, подлинная музыка – для всех .

Для школьников и студентов, работающих и пенсионеров, для всех тех, кто не утратил стремления к духовному росту, к совершенствованию духа. Возможно ли приобщение к искусству всех и, тем самым, влияние на качество жизни целых поколений?

Искусство по сути своей – это грандиозная творческая энергия. Э та энергия для того, кто способен постичь ее. Она становится важнейшим критерием ценности жизни, носителем самого сокровенного, способного проявиться и во всех остальных сферах жизни и деятельности. В этом случае, как, скажем, и в случае подлинной любви к искусству, становится важным постижение неожиданных знаков, которые могут привести к овладению такими глубинами музыки, поэзии, изобразительного искусства, которые быстрее, чем наука, способны ответить на корневые вопросы бытия. Эти знаки или признаки – главное, что отличает искусство от неискусства. Иначе как понять, как осознать, что маленькая хоральная прелюдия И. С. Баха – высшее откровение. Иоганн Себастьян Бах спрессовывает в двух минутах звучания музыки такое количество духовной информации, энергии, мысли, что начинаешь задумываться о недавно открытых астрономами космических объектах с невероятной плотностью вещества – квазарах. (И.С Бах – Оркестровая сюита №2 «Шутка» - слушаем.)

Только глубоко постигая искусство, начинаешь понимать, как велика ценность Человека и значимость человеческой жизни, какой судьбы достойно Человечество, породившее не только войны, тоталитаризм, нивелирование личности, разрушения, но и великое Творчество. Творчество, дающее Человеку право называть себя Человеком Разумным и путешествовать по Вселенной с гордо поднятой головой. Ибо подлинность творчества гениальных композиторов, поэтов, художников проявляется не в большей или меньшей красоте мелодий, аккордов, рисунков, поэтических образов или колорита, а в наличии невиданных глубин, открывающих иные измерения человеческого бытия, меняющих представления о жизни.

Искусство должно преподаваться как спасение духовного по причине варварского нашествия материального. Если мы оторвем искусство от потребностей и трагедий сегодняшнего человека и, подобно Пушкину, будем повторять: «Прочь, непосвященные!», то погрязшее в «материальности» общество с удовольствием избавится от нас и заменит нас горшком, в котором варят пищу. Искусство и культура обязаны стать лекарством, окрылением. И, когда слушатели, выходя после выступления, говорят, что у них появилась особая энергия, что хочется что-то делать, что-то изменить в себе и в других, значит – цель достигнута

(Р.Вагнер. Полет Валькирий. Прелюдия к 3му действию оперы «Валькирия»)

Классическая музыка питает человеческий мозг. В формах и структурах классической музыки заключены важнейшие принципы и структуры научного мышления. Классическая музыка выравнивает работу обоих полушарий мозга, создавая баланс между логической и эмоциональной формами деятельности. Классическая музыка – вершина всех видов искусства, ибо она, не пользуясь вербальным (словесным) рядом (как, например, поэзия), не применяя зрительного ряда (как изобразительное искусство и архитектура), является чистейшим видом собственно энергии. Той самой энергии, корни которой космичны. Таким образом, пусть это не покажется мистикой, классическая музыка объединяет человека с Космосом (макро- и микромир). Как вершина всех видов искусства, музыка обостряет восприятие всех вербальных сфер художественного творчества. Преподавая музыку, учитель преподает собственно этику, эстетику, то есть, высшую гармонию бытия. Слушание музыки есть восприятие Мироздания, Гармонии,

Преподавание искусства неразрывно связано с этикой сегодняшнего дня, нынешними проблемами бытия, конкретными людьми, странами, ситуациями. Урок музыки должен отличаться от всех других уроков тем, что у него другая функция – работа с человеческой душой. Ведь, каждому прослушиванию музыки должна предшествовать «волновая» подготовка, где Душа настраивается на музыку. Если учитель чувствует, что он может преподнести другую пьесу лучше, чем рекомендованную, условие только одно – это должна быть подлинная музыка! Музыка, которая способна пробудить творчество.

Но во многом это другой мир, который по многим параметрам не совпадает с психическим состоянием обычного человека в повседневности.

В том то и дело, что сфера подлинного искусства находится в ином измерении, нежели обыденность человеческой земной жизни. Именно поэтому для введения в суть искусства необходимо найти способы, которые выбивают собеседника из обычного ритма, открывают иное дыхание, приближая человека к его космическим корням.

Шостакович ненавидел все, что о нем было написано. И понятно почему: его музыку все время пытаются связать с социальностью, с гражданственностью, с историческими событиями. Композитор хорошо знал, что его музыка сражается не с сиюминутным злом, а, прежде всего, со ЗЛОМ как идеей вечной, противостоящей Добру. Тема его музыки – невозможность достижения Гармонии в связи с необычайной активизацией Зла. И Зло это не советское или немецкое, а Вечное – силы аннигилирующие человеческую Душу, лишающие ее способности достичь Гармонии. Таким образом, перед слушателями вырастает та же проблема, что и при восприятии музыки Баха. Разница лишь в том, что Бах верил в Бога, а Шостакович – нет. И разница эта придает музыке Шостаковича невиданную доселе трагедийность. Это был первый в истории европейской музыки великий композитор-атеист. Он не видел способов преодоления Зла. Критика, которая в каждом его произведении усматривала то «нашествие», то строительство, то симфонию победы, то противовес сталинским ожиданиям основательно исказила образ Шостаковича как художника. (Д.Д.Шостакович. Романс из к/ф «Овод»)

А теперь подробнее об идее настройки на «волну»…

Всякая музыка, кроме классической, может быть воспринята практически в любой момент. Классическая же музыка – только при очень специфическом состоянии человеческого мозга, всецелом подчинении его. Миллионы людей, выключающих радио во время звучания классической музыки, навсегда лишают себя возможности когда-либо вновь обратиться к ней, ибо формируется условный рефлекс.

Для того, чтобы открыть слушателю глубину классической музыки, необходимо соответствующим образом настроить его. Способность к восприятию музыки – одна из высших способностей Человека, ибо общение с музыкой – есть восприятие космической энергии.

Такие особенности восприятия музыки не случайны, так как музыка – самое закодированное искусство.

Музыка – вершина пирамиды, у подножия которой – слово: поэтическое, изобразительное, выразительное.

На мой взгляд, учитель или лектор также должен находиться в особом эмоциональном состоянии, которое базируется на заряде огромной любви как к музыке, которая будет в центре работы, так и к самим слушателям.

Именно любовь – это высший вид энергии, и, прежде всего, энергии искусства. Педагог выполнит свою задачу тогда, когда у каждого из вверенных ему детей появится любимая соната Бетховена, затем потребность слушать остальные его произведения, потом желание узнать, чем Бетховен отличается от Шуберта и так далее. И, если какой-нибудь ребенок доберется до Куперена и сочтет его музыку самой любимой, то это и будет заслуга учителя музыки!

Пример темы для обдумывания учителем «Баховский космос». Космос – это все, начиная от земли и далее в Бесконечность. «Бах – мужик», «Бах – шутник», «Бах украшает новогоднюю елку», «Бах – пятый апостол», «Бах и Эйнштейн», «Бах и Бог», «Бах и...кофе»… Здесь – интрига, желание узнать при чем тут кофе, елка, апостольство.

Принципы тесной связи музыки с этикой, с мышлением, с гармонией – это главное!

Что касается движения в обучении от простого к сложному, то весь мой опыт общения с детьми говорит о том, что это нецелесообразно. Дети могут научиться определять стили уже в пятилетнем возрасте. На первом же уроке я даю им музыку четырех композиторов: Баха, Моцарта, Дебюсси, Прокофьева. Следует крохотный рассказ о каждом.

Например, о Бахе. Жил-был композитор, он писал музыку про небо, про звезды, про огромные планеты. Звали его – Бах. Вот так звучит его музыка (показываю несколько образцов музыки).!!!!!!!!!!!!!!!!

Жил-был композитор. Он писал музыку про весну, про любовь. Она, эта музыка, вся светится, радуется, иногда грустит. Звали композитора – Моцарт (играю фрагмент из Моцарта).!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

А теперь давайте угадывать, какую музыку написал Бах, а какую – Моцарт.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Третьим идет Дебюсси. Композитор, который умеет написать музыкой туманы, водопады, показать, как солнце отражается в капле росы.!!!!!!!!!!!!

Четвертый – Прокофьев – шутник. Затем начинается игра.
Вы бы посмотрели что творится со взрослыми, когда их крохи весело кричат: «Бах! Моцарт! Прокофьев! Дебюсси!»!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Я часто задаю вопрос: Зная, что блок-флейта – проще, чем скрипка, на каком инструменте лучше начинать играть маленькому ребенку? Ответ единодушен: на блок-флейте. Я не согласена, начинать играть нужно на скрипке. Ведь скрипка – очень сложный в общении инструмент, и нужно начинать, когда ребенок еще не догадывается, что это сложно. А когда догадается – будет поздно, ибо ребенок уже втянут в процесс. Когда приходит время спросить прошедшего школу игры ребенка о том, любит ли он классическую музыку, то сама постановка вопроса для малыша, больше всего любящего фуги Баха, как Вы понимаете, будет нелепа. Даже страшна. Разве можно ставить такой вопрос? Разве можно не любить то, что органично? Здесь находит свое подтверждение гениальная мысль Томаса Манна, высказанная в книге «Доктор Фаустус»: «Мне кажется, наивность, бессознательность, самоочевидность являются неотъемлемыми признаками того явления, которое мы зовем культурой».

В последние годы приходится задумываться об альтернативных методах и формах преподавания музыки. Нам приходится встречаться с такими трудностями в нашей работе, которые могут со временем оказаться принципиальными помехами преподаванию нашего предмета. Самая главная помеха заключается в том, что абсолютное большинство директоров школ, гимназий, колледжей почти единодушны в том, что предмет музыки случайно задержался в системе преподавания как реликт, а вопрос удаления этого ненужного предмета из перегруженных школьных программ – вопрос лишь времени. Таким образом, сама постановка вопроса по улучшению преподавания музыки может оказаться абсурдной.

Преподавателям музыки школ одного из городов России задали вопрос, каким они видят урок музыки в XXI веке и в чем они видят важность этого урока. Большинство ответов звучат так, как они звучали бы и в 50-е годы прошлого века. А на вопрос, видят ли учителя причину всех сложностей в себе, в недостаточности собственной подготовки, 100 процентов(!) ответили отрицательно. Проблема, оказывается, лежит не в них, а в директорах, которые не придают значения урокам музыки, в слабой материальной базе, в школьниках, которые плохо ведут себя на уроке музыки и т.д. Но, ведь достаточно совсем небольшого знания логики, чтобы понять, что, если директора так единодушно не хотят урока музыки, на улучшение материальной базы ни один(!) не отпускает денег, а школьники не придают значения уроку музыки, следовательно, нужно вернуться к ответу на вопрос относительно собственно подготовки учителя. Но в учителе ли только дело? Может быть, дело в том, что Завет, с которым учитель приходит к ученику не соответствует потребностям школы XXI века? Поэтому нам так важно задуматься об альтернативе!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: