Изначально термин использовался в медицине: Приспособляемость организма к воздействию некоторых вредных веществ.
Толерантность в психологии это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к воздействию.
Толерантность в социологии — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Разговор о толерантности заходит тогда, когда существует или возникает такой объект, с котором нелегко примириться, а иногда это кажется даже невозможным. «Реакция на отличия».
В современном мире человечество все больше перемешивается, многообразие и многоликость мира растет. Но параллельно с процессами глобализации, как всеобщая бессознательная реакция унифицирующегося человечества, огромное значение приобретает его стремление к отличительности. Поэтому многие из нас замечают рядом все больше чужих, других, непохожих. Критериями "чужих" становятся не только расовые или этнические отличия, чужие" определяются на основе социальных, экономических, тендерных и других ценностей и ориентации.
|
|
С другой стороны: насколько безусловна толерантность как добродетель? Этот, да и все предыдущие вопросы – из категории сложных философских, на которые нет простых и очевидных ответов. Самое простое решение – разделение мира на "хороший", к которому надо относиться толерантно, и "плохой", к которому, соответственно, надо относиться интолерантно, – тут не проходит. Оно противоречит сути "человека толерантного", отказывающегося от черно–белого мышления. Анализ множества ситуаций показывает, что между толерантностью и интолерантностью нет четкой границы ни для отдельного индивида, ни для целых групп. В том числе и по этой причине английский философ Бернард Уильяме назвал толерантность "нескладной добродетелью" (Уильяме, 1992).
Из вышесказанного следует - для сегодняшнего дня актуально: существовать должны те ценности, взгляды суждения и модели поведения, которые не представляют угрозы правам человека и его безопасности.
Майкл Уолцер: «Она (терпимость) нужна для защиты самой жизни, ибо преследование часто доводится до смерти; кроме того, она обеспечивает общественную жизнь, жизнь тех разнообразных сообществ, в которых живем мы все. Терпимость делает возможным существование различий; различия же обусловливают необходимость терпимости».
Насколько достижима толерантность? Некоторые ученые считают, что она не достижима, это идеал.
Нужен баланс сил, социальная практика.
Дж. Хейт: В основе толерантности персонализирующий взгляд. Моральный релятивизм – все относительно. Истина не одна, их много. Она свойственна людям, осознающим собственное несовершенство. Толерантность – это установка (устойчивая реакция человека на что-либо, которая проявляется в мыслях, чувствах, поведении человека).
|
|
Эти установки бывают:
- когнитивные (познание);
- аффективные (чувства);
- конативные (стремление, усилие).
Сферы проявления толерантности:
1. межпоколенческая (эйджизм);
2. гендерная;
3. социально-экономическая;
4. политическая;
5. профессиональная;
6. межличностная;
7. межконфессиональная;
8. межкультурная;
9. межэтническая.
Природа социальных групп (2 социологические перспективы):
1. Сциентическая: Абсолютизация роли науки. Естественные науки. Человек вторичная реальность, производная от социальных институтов. Ученый объективен, он вне общества, вне культуры.
2. Гуманистическая: Человек – центр изучения, внимания. Не общество творит человека, а человек общество.
Если ситуация воспринимается реально, она реальна по своим последствиям. Но нужно помнить, что мы живем в мире интерпретаций, наших видений. Все общества – продукты нашей деятельности.