Помимо того, что на человека влияет группа, на него также влияют другие социальные раздражители.
- несовместимость интересов разных групп
- угроза наших (групповых) интересов либо благополучию человека (материальному, этническому, культурному). Н-р: люди боятся потерять национальное преимущество, нормы, культуру, язык и т.д. Реальна или воображаема угроза – итог один – интолерантность.
- личностная угроза
- интенсификация межгрупповых контактов – чем интенсивнее, тем нетерпимее
- изоляция межгрупповых контактов – чем изолированнее, тем нетерпимее
Здесь важную роль играет подход к измерению культурной дистанции: чем культурная дистанция больше, тем больше это может привести к нетерпимости. Н-р: отношение к украинцам - отношение к узбекам.
Но культурная дистанция, как и культура – понятия, которые подвержены различным интерпретациям. Поэтому какая-либо точность здесь не возможна.
- принадлежность к доминантной группе ведёт к нетерпимости и наоборот, принадлежность к не доминантной группе равно способствует нетерпимости.
Подводя итог, можно сказать, что нетерпимость зависит не от того, к какой культуре и социальному статусу вы относитесь, а от того, как существует само общество. Если общество построено по социально-иерархизированному признаку, это ведёт к нетерпимости. Но т.к. все общества построены по принципу иерархии, тут важно по какому признаку иерархизировано общество. Если это достижения, то нетерпимость будет минимальной, если это принадлежность к культуре, какой-то группе, материальная принадлежность и т.д. – нетерпимость будет абсолютной.
Каждому необходимо осозновать социальную мобильность человека.
Сегодня Россия иерархиезирована по национальности, этничности и конфессиональной принадлежности (русский, белый, православный).
WAMP (white+anglo-saxon+man+protestant) – те признаки, которые раньше способствовали достижению успеха в американском обществе. Сейчас с этим борются.
Т.о. огромным значением обладает социальная культура общества и культурный климат общества. Недопустимо смотреть на мир через абсолютную многообразную категоризацию (классовую, образование, количество денег и т.д.) Ориентироваться нужно на принцип личностных достижений, на отношение к человеку, как к индивидуальной личности.