Этический рационализм Сократа

СОКРАТ – древнегреч. философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен. Об учениях С. можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Сам С. ничего не писал, полагая, что текст не м.выразить процесса философствования, письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению.

Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как справедливость, добро, зло. В центре внимания всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась им ка познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одни или несколькими собеседниками сам по себе создавал особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения, а ради обретения истины.

Философия может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже есть добро. Именно такой этический рационализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок считает плодом незнания истины; если человек знает, что именно хорошо, никогда не поступит дурно. Дурной поступок отождествляется с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно. Если нравственное зло идет от незнания, то знание – источник нравственного совершенства. Знание доброго – это уже и значит следование доброму, что и ведет человека счастью. Сократ пытался найти в сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: