Узкость - акватории, в которых ограничена свобода движения корабля близлежащими навигационными опасностями.
Особенности - большое число навигационных опасностей, извилистость участков безопасного прохода, резкая изменчивость течений и т.д.
Требования к КВ в узкостях:
* непрерывность, тщательность и высокая точность счисления координат корабля
* высокая точность и быстрота получения обсервованных мест
* своевременность и точность исполнения маневров корабля.
О важности требований - примеры из анализа навигационных происшествий в узкостях.
Меры обеспечения навигационной безопасности плавания в узкостях:
* общий комплекс мероприятий по навигационной подготовке к походу (рассматривается в разделе “НП к походу”, курсовой проект на эту тему, ст.83 ПОШС-К ВМФ)
дополнительно:
* подбор и подготовка карт
* изучение условий плавания в узкостях
* составление графического плана маневрирования
* применение специальных способов КВ в узкости
Важнейшее условие - ЛИЧНАЯ подготовка штурмана! По опыту - 75-80% задач, поставленных БЧ-1, выполняется ЛИЧНО штурманом.
Вывод - необходимость высокой профессиональной подготовки.
Подготовка к плаванию в узкости.
* подготовка карт и планшетов
- подбор карт (особое внимание - к масштабу). Особо - о ПТМ, примеры.
- подъем карт (его сущность и содержание) - ст.45 ПОШС -К. Последовательность работы (подробно, в т.ч. с перспективой по курс. проекту в след. семестре).
* изучение условий плавания - проводится параллельно с подъемом карт (изучение лоций, подбор районов якорных стоянок, составление схем прохода узкости, при необходимости - рекогносцировка маршрута с зарисовками и фотографированием, дооборудование отдельных участков маршрута средствами навигационного оборудования и т. д.
Дополнительно - подготовка планов-планшетов для постов радиолокационного наблюдения (более подробно - на примерах).
Для обеспечения быстроты в нанесении обсервованных мест на карты (планшеты) наносятся сетки навигационных изолиний (стадиометрическая, азимутальная, гониометрическая, гиперболическая, комбинированная).
При наличии картосличительной приставки - подготовка карт для нее. Примеры - из практики плавания, в т. ч. учебных кораблей -УК”Перекоп”, пр.Ла-Манш.
* составление графического плана маневрирования (пример - слайд №7)