отличия
| Житейское знание
| Научное знание
|
| житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются
| научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы
|
| житейские психологические знания носят интуитивный характер; это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний
| научные психологические знания рациональны и вполне осознанны; обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий
|
| способы передачи знаний и даже сама возможность их передачи ограничены (это связано с первыми двумя особенностями)
| в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД.
|
| мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями
| наблюдения и размышления + эксперимент (исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия + целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется)
|
| ограниченный доступ к фактическим материалам
| располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом; материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.
|
Вывод:научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
|