Каждый человек может управлять действием Гун, помимо физической активности и направленности мыслей, огромное значение при этом приобретает выбор пищи.
Саттвическая пища – это злаки, бобовые, крупы, фрукты, орехи, мед и молочные продукты. Она дает легкое и творческое состояние, поэтому такую еду следует включать в рацион, занимаясь умственной деятельностью, йогой и медитациями.
Раджасическая пища – это горькая, соленая, кислая, острая или приторная еда, которая принимается не в меру, в частности, мясо, кофе, чай, сахар и соль, а также большинство специй. Такая еда придает человеку чувство уверенности, поэтому ее стоит принимать в том случае, если Вы хотите ярко проявить себя.
Тамасическая пища считается безусловно вредной. К ней относится все жирное, несвежее, плохо усвояемое организмом, а также табак, алкоголь, лекарства и кондитерские изделия. Заставляя доминировать Тамас-гуну, эти продукты дают состояние вялости и лени, способствуя накоплению лишнего веса и нереализованности физической энергии. Целеустремленным, активным людям Аюрведа тамасическую пищу настоятельно рекомендует избегать.
|
|
ТРИ ГУНЫ: САТТВА, РАДЖАС,ТАМАС…
(из книги Свами Шивананды «Йога и Сила Мысли»)
Сат Радж Там
1. В сознании есть три гуны, или качества, — саттва, раджас и тамас.
2. Когда преобладает саттва, человек спокоен и невозмутим (шанта).
3. Когда доминирует раджас, человек беспокоен и возбужден (гхора).
4. Когда господствует тамас, человек уныл и глуп (мудха).
5. Контролируйте тамас с помощью раджаса. Контролируйте раджас с помощью саттвы. Контролируйте саттву с помощью самой саттвы.
6. Знание гун и их проявления крайне необходимо. Только тогда вы сможете освободиться от их власти.
7. Кто поднялся над тремя гунами и сохраняет одинаковое восприятие и душевный покой в наслаждении и страдании, славе и позоре — тот мудрец и совершенный йогин.
8. Три этих качества пракрити, или материальной природы, вводят человека в заблуждение и привязывают его к сансаре, или мировому процессу.
9. В сущности, гуны — это первичные элементы пракрити. Они составляют основу всей материи.
10. Поднимитесь над тремя гунами; вы достигнете освобождения, совершенства и бессмертия.
[1] йогический мудрец. Автор «Хатха-йога-прадипики». Свами Сватмарама был последователем традиции Натхов (основным учителем которых является Горакшанатх или Бог Шива).
[2] «Го» (с санскр. गो) — вселенная, чувства, тело, корова и «Ракша»(с санскр. रक्ष) — владыка, защитник, что буквально переводится как владыка вселенной или защитник коров. Горакшанатха — основатель традиции Натхов.
[3] Ши́ва (санскр. «благой», «милостивый») — индуистское божество, уходящее корнями в доарийский (доведийский) периоддолины Инда и автохтонных религий аборигенного населения юга Индийского субконтинента. Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной, проявляющемуся в виде материального мира.