Виды и формы международно-правового признания

Формы признания государств:
1. Официальные, юридические формы признания — де-юре (признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отно­шений. Это обычная форма, которую не принято брать на­зад. Оно предполагает установление стабильных меж­дународных отношений, фиксиру­ется в официальных документах.) и де-факто (особая форма юридического признания. Это неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождаю­щееся установлением консульских и торгово- экономических отноше­ний. Может быть взято назад.)
2. Неофициальное, фактическое признание. Предполагает установление постоянных или эпизодических контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Его разновидность - признание ad hос (ра­зовое, на данный случай). Цель - за­ключение меж. договора (как правило, об окончании вой­ны – 1979 Парижский мирный договор). Отсутствие признания не влияет на действительность договоров, заключенных между не признающими друг друга сторонами.
Юридическое оформление признания производится актом при­знающего государства (в РФ, напр., это Указ Президен­та 1993 «О признании Эритреи»). Непризнанные гос-ва сейчас: Абхазия, Приднестровская республика, Южная Осетия, Сомали, Турецкая республика Северного Кипра.
В последние годы XX в. появился институт «принудительного при­знания», на основе международного дого­вора (Дейтонское соглашение 1995 г. - Союзная республика Югосла­вия и Республика Босния и Герцеговина признали друг друга в качест­ве суверенных государств) либо на основе резолюции международной организации (решение Совета Безопасности ООН 1994 г. - Ирак при­знал суверенитет и политическую независимость Кувейта). «Принуди­тельное признание» возникает в ситуации постконфликтного миростроительства и нацелено на нормализацию меж. отно­шений.
Признание государства – это и признание его правительства. Сложная проблема – признание ново­го правительства, пришедшего к власти неконституционным путем (гос. переворот, соц. революция, гражданская война). Существует точка зрения, что при смене власти нет необходимости в новом офици­альном признании, достаточно продолжать существующие междуна­родные отношения. Противоположная концепция — если в гос-ве кардинально изменилась общественно-политическая ситуация, необходимо новое признание такого гос-ва (учитывая проблемы правопреемства).
В современной теории наиболее популярна доктрина Эстрады: поддержка большинством населения страны, эффективная власть и контроль на всей территории, демократический по­литический режим и соблюдение основных прав и свобод челове­ка, при приходе отсутствовало ино­странное вмешательство.
Признание НБН – это признание органов национально-освободитель­ного движения, возглавляющих национально-освободительную борьбу. Признание НБН не относится к народу в целом. Это конституирование (создание) меж. правосубъектности. Международная правосубъект­ность НБН имеет производный характер: она зависит от прямого волеизъявления государств. После признания НБН стан-ся суб-м МП. Примеры: во время Первой ми­ровой войны государства Антанты признали в качестве союзных на­ций поляков, чехов, словаков, венгров, боровшихся против Австро-Венгрии и Германии; в период крушения колониализма призна­ние СВАПО — Народной организации Юго-Западной Африки; при­знание Организации освобождения Палестины (ООП) оформлено ре­золюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1974 г.
Признание восставшей и воюющей стороны — это признание пов­станцев в граж. войне или национально-освободительной борьбе. В 1823 Вели­кобритания признала греков-повстанцев воюющей стороной. Цель - защита интересов при­знающего гос-ва на территории, контролируемой повстанцами. Юридическое последствие - распространение на повстанцев законов и обычаев войны.
Признание организаций сопротивления = признание восставшей стороны.
Призна­ние правительства в изгнании - при оккупации территории гос-ва иностранными войсками. Его цель — дать правительству в изгнании возможность участвовать в международной жизни, наибо­лее эффективно руководить освободительной борьбой в своей стране. Во время Второй мировой войны такое признание со стороны госу­дарств — участников антигитлеровской коалиции получили Лондон­ское правительство Польши и Франции. Сегодня это правительство Абхазии, признанное Грузией и находящееся на ее территории.
Признание эмигрантских правительств, когда власть сменяется неконституционным путем (когда происходит социальная револю­ция или начинается гражданская война). Данная проблема прямо свя­зана с признанием правительства, пришедшего к власти неконститу­ционным путем.

Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.

Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств

Виды

Основные виды международно-правового признания следующие.

Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например в результате демократических выборов.

Признание восставшей (воюющей) стороны.

Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.

Признание организаций сопротивления.

Теории

При признании новых государств в международной практике применяются две противоположные друг другу теории: конститутивная и декларативная. В соответствие с первой теорией только признание создаёт новое государство как субъект международного права; признание имеет ключевое значение при приобретении государством международной правосубъектности. Вторая теория говорит о том, что достаточно только самого факта провозглашения нового государства, чтобы у него появилась международная правосубъектность, при этом акт международного признания всего лишь констатирует это событие.

Формы:

Также существуют следующие формы международного признания:

1.Признание де-юре — полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него.

2.Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Следует при этом отметить, что в отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.

3.Признание ad hoc — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: