Местное самоуправление осуществляется на определенной территории.
Это территориальное самоуправление. В РФ местное
самоуправление осуществляется на всей ее территории в городских, сельских
поселениях и на других территориях.
ФЗ № 154 относит к этим территориям территории городов, поселков, станиц,
районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других
муниципальных образований.
Что касается городских поселений, то к ним в РФ относятся города и поселки
городского типа. К первым относятся-, города федерального значения (их
всего два -Москва и Санкт-Петербург); города республиканского, областного,
краевого и окружного (автономного округа) значения; и города районного
значения. Российское законодательство не предусматривает какого-либо
исключения для тех или иных типов городов, на территории которых их
население вправе осуществлять местное
самоуправление (это касается и городов федерального значения).
К поселкам городского типа относятся рабочие поселки, курортные поселки и
|
|
дачные поселки.
К сельским поселениям на территории РФ относятся: сельские районы,
сельсоветы, сельские поселки, села, деревни, станицы, хутора, аулы и т.п.
Как видно из приведенного перечня территорий, местное самоуправление в РФ
осуществляется, прежде всего, в пределах определенных административно-
территориальных единиц, которые образуют территориальное
устройство каждого из субъектов РФ и относятся к компетенции последних.
Однако, территориальные основы местного самоуправления не всегда
могут совпадать с административно-территориальными единицами. Оно
может осуществляться и на территориях, не являющихся таковыми: округ
(район) в городе: село; деревня; станица и др.
Гщс раз подчеркнем, что в принципе местное самоуправление в РФ может
осуществляться на любой части территории России. При этом, население
городскою, сельского поселения, независимо от его численности, не может
быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
Вместе с тем, в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны
страны и безопасности государства, допускается ограничение прав граждан на
осуществление местного самоуправления на отдельных территориях в РФ,
однако, только на основании соответствующих федеральных законов.
Этими
территориями могут быть приграничные территории, военные городки,
закрытые административно-территориальные образования.
Субъекты РФ своими решениями не могут исключать какие-либо территории и
право их населения на создание муниципальных образований и осуществление в
|
|
них местного самоуправления, тем более без учета мнения населения этих
территорий. В противном случае это бы противоречило Конституции РФ и
Федеральному закону № 154^.
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских
поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны,
земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах
муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого
назначения.
17. Финансово-экономические основы местного самоуправления |
Финансово-экономические основы местного самоуправления Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления Реальность и эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления. Как институт муниципального права, финансово-экономические основы местного самоуправления преаставляют собой совокупность правовьи^ норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местнь!хбюожетов и иных местных финансов в интересах населения мунииипальньис образовании. Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов. Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют: а) муниципальная собственность; б) местные бюдже-ты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления; в) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления. |