Основные положения и вопросы темы. Устройство и функция речевого аппарата

Устройство и функция речевого аппарата. Физический (акустический) аспект в изучении звуков. Понятие форманты.

Биологический аспект в изучении звуков. Функции активных и пассивных произносительных органов.

Классификация звуков речи на основании их артикуляционных характеристик. Транскрипции, основанные на латинской графике.

Фонетическое членение речи. Сегментный ряд. Фраза, синтагма, такт, слог, звук. Типы слогов. Структуры слога в разных языках.

Звуковая синтагматика как проявление законов функционирования звуков речи. Комбинаторные и позиционные явления звуковой синтагматики. Специфика их проявления в изучаемом и русском (родном) языках.

Суперсегментный ряд. Понятие просодии. Общая характеристика просодических явлений в разных языках. Ударение и его виды. Особенности ударения в разных языках. Интонация и ее элементы. Тон (слоговой акцент).

Функциональный аспект в изучении звуков языка. Основные предпосылки возникновения фонологии - науки о звуках языка. Соотношение фонетики и фонологии Фонологическая сегментация текста: выделимость фонемы. Операционные правила выделения фонем.

Выделение фонем способом устранения различий. Выделение фонем способом усиления различий. Критерии отождествления сегментов: дополнительная дистрибуция, свободное варьирование.

Описание фонем по их дифференциальным признакам. Конститутивные и интегральные признаки фонемы.

Понятие фонемной позиции. Определение сильной и слабой позиции фонем. Оппозиции фонем в системе. Корреляции как предпосылки фонематической группировки фонем в систему. Нейтрализация фонемных противопоставлений.

Варианты (аллофоны) фонемы, архифонема и гиперфонема. Фонологическая типология чередований.

Разные подходы в трактовке парадигматических границ фонемы (Санкт-Петербургская фонетическая школа, Московская фонологическая школа, Пражская школа структурализма, Американская дескриптивная лингвистика).

Сопоставление фонологических систем русского и английского языков для целей определения типологического сходства или различия.

Контрольные письменные домашние работы

№ 1 Язык и общество

Выберите из предложенных какую-либо страну мира и дайте ее социолингвистический паспорт, описав языковую ситуацию и языковую политику, исходя из следующих параметров:

ЯС ЯП

25 экзоглоссность - макропроблемы

26 эндоглоссность - микропроблемы

27 сбалансированность - * степень проницаемости системы

- несбалансированность от влияния внешних факторов

28 однокомпонентность

29 многокомпонентность

30 билингвизм

31 диглоссия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: