Методы получения первичной информации о внешней и внутренней среде

Методы получения первичной информации

Существует 4 метода получения первичной информации:

1) Наблюдение, 2) Эксперимент, 3) Имитация, 4) Опрос

Наблюдение – один из наиболее простых и дешевых способов изучения окружающей обстановки, оно заключается в проведении непосредственного анализа поведения людей и протекающих процессов.

Наблюдение классифицируют:

1) По степени охвата респондентов: сплошное и выборочное

2) По времени проведения: единовременное, непрерывное и систематическое (мониторинг)

Преимущества:

1) Получение информации об объекте наблюдения вне зависимости от его желаний

2) Возможность учета состояния окружающей среды

Эксперимент – метод получения информации на основе зависимости одних факторов от других, т.е. эксперимент позволяет выявить реакцию потребителей на определенные изменения (факторы). Например, исследование возможности увеличения объема продаж при изменении розничной цены.

Преимущество эксперимента состоит в том, что позволяет видеть причинно-следственную связь изучаемых явлений.

Недостаток – требует затрат.

Имитация (фокусирование) – заключается в разработке и анализе модели описывающей определенную ситуацию.

Модель может быть построена с помощью следующих средств:

1) Вычислительной техники 2) Деловой игры

Во 2-м случае отбираются специальные фокус-группы (8-12 человек), которые обсуждают проблему под руководством профессионального психолога.

Опрос – наиболее универсальный метод проведения маркетинговых исследований, который позволяет выявить субъективное мнение людей в отношение какого-либо объекта.

Опросы классифицируют по ряду признаков:

1) По форме: интервьюирование (свободная беседа), анкетирование (фиксированная форма в опросном бланке)

2) В зависимости от источника или носителя первичной информации: массовые (где источником информации выступает население (респонденты) профессиональная деятельность которых не связана с предметом исследования, специализированные (экспертные)

3) По частоте проведения опросы бывают: точечные и повторные, в том числе: спорадические (проводящие в случае необходимости для группы лиц имеющих отношение к данной проблеме) и панельные (многократные опросы одной и той же группы лиц

4) По степени охвата потенциальных потребителей: сплошные и выборочные

Существуют следующие методы выборки: произвольная (опрашивают тех, кто согласен ответит на вопросы), типовая (отбирают наиболее типичных представителей), квоты (осуществляется пропорциональное представительство – по полу, возрасту, доходу и т.д.), лотереи (случайная выборка), репрезентативная (представительная).

Если выборочная совокупность достаточно достоверна или отражает свойства генеральной совокупности – она называется представительной (репрезентативной).

Существует 2 типа орудий исследований:

1) Механические устройства (диктофоны, фото-, видеокамеры, тонометры)

2) Анкеты

Анкета – это вопросник, на который отвечает-отвечает опрашиваемое лицо. Текст анкеты должен состоять из 4 блоков:

1) Преамбула – в ней указывается цель исследования, и кто его проводит, подчеркивается анонимность опроса, по необходимости инструкция по заполнению анкеты

2) Паспортичка – состоит из вопросов, призванных охарактеризовать самого опрашиваемого (пол, возраст, семейное положение)

3) «Рыба» - основная часть анкеты, которая включает в себя вопросы, ради которых проводится исследование

4) Детектор – включает вопросы, призванные проверить внимательность заполнения анкеты, откровенность опрашиваемых, порядочность

Все анкетные вопросы можно разделить на два класса:

1) Закрытые вопросы (с вариантами ответов) 2) Открытые вопросы

При постановки вопросов с указанием возможных ответов используются шкалы измерений (шкала Лайкерта, мнемоническая шкала).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: