Биография. 1881—1889 — обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении

1881—1889 — обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, потом на живописном, в классах И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова.

1889 — посещает академию Коларосси и школу-студию Витти (1897) в Париже.

В 1890-е гг. участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом.

До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе.

Активный член объединения «Мир искусства», дизайнер интерьеров, мебели, совместно с К. А. Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-03 гг.

1912 — действительный член Академии художеств.

1928 — народный артист РСФСР

[править] Театральные работы

Портрет Мейерхольда

Как и большинство известных декораторов-модернистов, много работал в театральной сфере.

1900 — первый успех в Большом театре

Ледяной дом (опера) А. Н. Корещенко

Псковитянка (опера) Н. А. Римского-Корсакова, 1901.

1902 — приглашён в Петербург на должность главного художника имперских театров, где создаёт свои наиболее красочные сценические образы.

Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908)

У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908)

  • Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911)
  • Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916)
  • Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917).
  • Каменный гость (А. С. Даргомыжский, Мариинский театр, 1917)

Работал также и для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1908, балет «Жар-птица», И. Ф. Стравинского, 1910). После Октябрьской революции «блеснул стариной» в «Женитьбе Фигаро» (П.Бомарше, МХАТ, 1927), а «Отелло» В.Шекспира во МХАТЕ вышел в 1930 уже после смерти художника.

[править] Живопись

Работал обычно темперой и пастелью — создал колоритные пейзажи и натюрморты, а также портреты, часть из которых можно назвать художественными документами, в других присутствует и модерн, и начало импрессионизма.

[править] Иллюстрации и графика

В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой.

[править] Галерея

Березки. 1908-1911. ГТГ

  • Павловск (1910, Третьяковская галерея (ГТГ))
  • Фарфор и цветы, (1915, ГТГ)
  • Ф. И. Шаляпин в ролях:
    • Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург),
    • Олоферна (1908, ГТГ)
    • Бориса Годунова (1912, Русский музей).
  • В. Э. Мейерхольд (темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей)

[править] Библиография

  • А.Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л. — М., 1960;
  • Бассехес А., Театр и живопись Головина, М., [1970].
  • Онуфриева С. «Александр Яковлевич Головин». Л., 1977.
  • Гофман И. «Головин-портретист». Л., 1981.
  • Александр Головин: Альбом. М., 1981.
  • Пожарская М. «Александр Головин». М., 1991.
  • Адамчик В.В. "Русское искусство. Москва. АСТ. 2005, стр.252

Ру́сский аванга́рд — общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год, хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850, а поздние — к 1960 годам.

К русскому авангарду можно отнести различные новаторские направления в российском искусстве, обозначавшиеся терминами «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм», «левое искусство» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: