Нормы права согласованы между собой и в результате этого составляют единую систему права

Система права – совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов, отраслей права, которые характеризуются внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Система права – определенная внутренняя структура (строение, организация).

Элементы системы права:

1) правовые нормы – исходные части системы права;

2) правовые институты – совокупность правовых норм, их небольшая группа, регулирующая один вид общественных отношений (институт дарения в гражданском праве).

Виды правовых институтов:

а) отраслевые;

б) межотраслевые;

в) материальные;

г) процессуальные;

д) простые;

е) сложные;

ж) охранительные;

з) регулятивные;

3) подотрасли – совокупность родственных правовых институтов, группа регулируемых отношений уже, чем у отрасли права (авторское);

4) отрасли права – совокупность правовых норм, институтов, объединенных одной однородной сферой общественных отношений. Например, конституционная, уголовная, экологическая и др. Отрасль самостоятельна, устойчива, но взаимосвязана с другими отраслями. Отрасли могут быть комплексными, т. е. содержать в себе положения нормативно-правовых актов нескольких отраслей права (например, предпринимательское является комплексной отраслью по отношению к гражданскому, финансовому, налоговому праву).

Соотношение их определено в иерархии элементов и взаимосвязи между ними.

В системе права необходимо выделить следующие группы:

1) публичное право – общественные отношения в сфере государственного управления (конституционное право, административное и другие отрасли права). Содержит в себе правоотношения, затрагивающие властные связи между субъектами в порядке подчиненности;

2) частное право – отношения между индивидуумами (сфера гражданского, семейного права). Признаки системы права:

1) единство – принадлежность норм права к одной правовой системе порождает единство их целей;

2) различие – каждая из норм, составляющих систему права, имеет свое содержание, объект регулирования и т. д.;

3) взаимодействие – при том, что нормы права едины и различны по определенным признакам, они должны быть взаимосвязаны, так как входят в единую иерархию нормативных актов.

Правовая система – совокупность правовых явлений и традиций отдельно взятой страны. В нее входят система права, учения, идеология, праворегули-рование и правоприменительная практика.

Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, продолжает ее традиции. Отличительная особенность состоит в том, что источником права являются нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе их стоит конституция, принимаемая парламентом или населением страны на референдуме.

5. Источники права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм. Виды источников норм права:

• нормативно-правовые акты;

• нормативные договоры;

• правовые обычаи;

• правовые (судебные)прецеденты. Нормативно-правовой акт – официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом, который содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо оттого, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом. В отличие от нормативно-правового акта индивидуально-правовой акт содержит конкретные предписания персонально определенному субъекту, рассчитанные на однократное (разовое) применение.

В России источниками права являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, регламенты и др. нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти, имеющие нормативный характер постановления высших федеральных судов, международные договоры и соглашения РФ, договоры о разграничении предметов ведения между органами государственный власти РФ и органами государственный власти субъектов РФ, конституции, уставы и др. нормативные акты субъектов РФ, договоры между субъектами РФ, акты органов местного самоуправления. В некоторых странах (например, в Великобритании) большую роль играют прецеденты (в РФ прецеденты пока играют незначительную роль). В странах с хорошо сохранившимися патриархальными традициями значительное внимание уделяется правовым обычаям.


6. Правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормой права. По существу, это норма права в ее реальном бытии.

Состав (структура) правоотношения:

1) субъекты правоотношения (носители субъективных прав и обязанностей);

2) содержание правоотношения (права и обязанности сторон);

3) объект правоотношения (то благо, по поводу которого возникло правоотношение).

Основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношения является юридический факт или совокупность таких фактов (юридический состав).

Для правоотношения характерно воздействие государственной воли на волю его участников.

Виды правоотношений выделяются по разным критериям.

По отраслям права правоотношения могут быть гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.

По субъектам правоотношения можно разделить на относительные (где праву управомоченного субъекта корреспондирует обязанность конкретного индивидуально-определенного субъекта, напр. обязательственные правоотношения в гражданском праве), абсолютные (где праву управомоченного субъекта корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц, напр. правоотношения собственности в гражданском праве)

По месту в механизме правового регулирования различают материальные (основные) и процессуальные (производные) правоотношения.

По функциональной роли правоотношения бывают регулятивные и охранительные. Охранительные возникают в момент правонарушения и направлены на восстановление правопорядка. Все остальные являются регулятивными, они регулируют правомерное поведение.

По целям воздействия правоотношения делятся на статические, имеющие целью закрепление сложившихся общественных отношений (напр., правоотношения собственности), и динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в общественных отношениях (напр., обязательственные правоотношения).

По содержанию выделяют простые правоотношения (где одному праву соответствует одна обязанность) и сложные, которые состоят из основного правоотношения и дополнительных правоотношений (напр., уголовно-процессуальное отношение). Субъект правоотношения – участник правоотношения, носитель субъективных прав и обязанностей Термин «субъект права» иногда используется как характеристика правоспособности лица, т. е. юридической возможности его иметь право. В этом случае говорят о несоответствии терминов «субъект права» и «субъект правоотношения». Напр., «субъект права» частной собственности на землю – это физическое или юридическое лицо, которое может приобрести земельный участок в собственность, однако поскольку конкретное лицо еще не приобрело земельный участок в собственность, оно не является субъектом такого правоотношения.

Каждая отрасль права и каждая правовая норма имеет специфический круг субъектов.

Предпосылкой вступления в правоотношение является юридическая возможность участвовать в правоотношении (правосубъектность).

Виды субъектов: индивидуальные и коллективные субъекты.

Индивидуальные – это физические лица. Физические лица могут выступать в качестве:

1) собственно физических лиц (напр., в гражданском праве),

2) граждан (в том числе и имеющих двойное гражданство),

3) иностранных граждан и

4) лиц без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства обычно объединяются в одну группу – иностранцев. Иностранцы могут быть постоянно или временно «проживающими» в Российской Федерации, либо временно пребывающими в Российской Федерации. К коллективным относятся:

1) гос-во как в лице РФ, так и в лице субъектов РФ (напр., как субъекты права государственной собственности);

2) муниципальные образования (напр., Дмитровский район Московской области как субъект права муниципальной собственности);

3) государственные и муниципальные органы (напр., суд, следователь, прокурор);

4) юридические лица и иные организации, не являющиеся юридическими лицами (напр., вновь образованное религиозное объединение) Субъектами международного права наряду с гос-вами являются международные организации, а также нации, борющиеся за независимость.


7. Правонарушение – противозаконные действия лиц. Правонарушения причиняют вред интересам общества, государства, личности и влекут за собой юридическую ответственность. Правонарушения делят на преступления и проступки.

Преступления – уголовные нарушения максимальной общественной опасности, посягающие на жизнь, здоровье и имущество человека.

Проступки – противоправные действия, нарушающие закон, но без серьезной общественной опасности жизни, здоровью и правам людей.

Виды проступков:

• гражданские правонарушения – имущественные и личные неимущественные (например, неисполнение обязательств по договору купли-продажи товаров). Наказания за эти нарушения описывает Гражданский кодекс;

• административные поступки посягают на общественный порядок и деятельность государственных органов. Регулируются законами и кодексами: Административным, Таможенным, Налоговым и др.;

• дисциплинарные нарушения в сфере трудовых отношений (прогулы, нарушение дисциплины, опоздания). Наказания за них указаны в Трудовом кодексе.

Согласно принципу презумпции невиновности человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана. В случае если в суде будет доказано совершение преступления, то виновный несет юридическую ответственность. Состав правонарушения содержит признаки правонарушения, которые необходимы для доказательства виновности:

1) наличие виновного или нарушителя;

2) объект правонарушения – то, на что направлено нарушение (например, при хулиганстве объектом является общественный порядок);

3) вина человека. Формы вины: умысел (сознательное причинение вреда) и неосторожность (по легкомыслию);

4) негативный результат действий (преступление или проступок).

Юридическая ответственность – наказание, применяемое государством к лицу, совершившему правонарушение:

• уголовная: лишение свободы, штраф и др.;

• гражданско-правовая: денежные штрафы для возмещения вреда пострадавшим гражданам, организациям и государству;

• административная: штрафы, выговоры, увольнение с работы, лишение лицензии и др.

Цели юридической ответственности: защита общественного порядка и отношений; охрана прав и свобод личности; охрана собственности; охрана порядка и окружающей среды; возмещение морального и физического вреда пострадавшим; предотвращение совершения новых правонарушений.


8. Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права.

Качество, степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.


9. Правовое государство это такое демократическое государство, где обеспечивается господство прав, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности.

Гражданское общество – свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека. Создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Это общество свобод индивидов. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством.

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества. Оно обслуживает потребности гражданского общества.

Признаки правового государства:

- идея народного суверенитета (суверенитет народа означает, что только народ источник всей той власти, которой располагает государство)

- господство закона (деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом)

- разделение властей (каждая из властей в государстве самостоятельная, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других)

- реальное обеспечение прав и свобод личности (права человека – важнейший фактор в развитии обществ а в целом)

- наличие развитого гражданского общества

- создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа

- верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти

- возвышение суда как единого из средств обеспечения правовой государственности

- соответствие законов праву и правовая организация система государственной власти
10. Правовая система
— это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право. В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

3) правовую семью.

Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем. Обычно выделяют четыре правовые семьи современности.

1. Романо(германская семья — Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) единая иерархически построенная система источников права;

2) главную роль в формировании права играет законодатель;

3) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

4) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

5) деление системы права на отрасли.

2. Англосаксонская семья — Великобритания, США, Канада, Австралия.

Признаки англосаксонской системы права:

1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;

4) отсутствие кодифицированных отраслей права;

5) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

3. Религиозная семья — Иран, Ирак, Пакистан, Судан.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1) главный творец права — Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.;

3) тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;

4) отсутствует деление права на частное и публичное;

5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

4. Традиционная семья — Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических

предписаний, признанных государством;

3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.


11. Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного права.

Международное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгосударственные отношения, которые называют индивидуальными международно-правовыми установками и содержатся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций.

Международное право нередко рассматривается как особая правовая система. Здесь наиболее важную часть международного права составляют действующие и осуществляемые нормы. Особое значение имеет их осуществление, т. е. международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Примером может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности ООН не считается применением так называемого права вето. В Уставе ООН это правило не предусмотрено, но оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.

Функции международного права:

1) координирующая – в нормах международного прав отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

2) регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;

3) обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;

4) охранительная – защита законных прав и интересов государства.

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе имеют место и резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных органов международных органов.

Общепризнанные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (институт признания государств, институт международной ответственности). И подотрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.


12. Конституция – основной закон государства. Конституция определяет: общественное и государственное устройство, избирательную систему, права и обязанности граждан, разделение властей; государственный суверенитет; политический плюрализм. Конституция имеет высшую юридическую силу.

Конституционные права и обязанности гарантируются Конституцией РФ и охраняются законами. Виды конституционных прав:

• гражданские (личные) права – на жизнь, на информацию о правах, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, свободу личности, на равенство всех граждан перед законом, на национальное самоопределение, свободу слова и убеждений, свободу совести (вероисповедание), свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища;

• политические права – право на участие в политической жизни, в партиях, политических движениях и собраниях, участие в выборах в государственные органы; право на свободу слова (свободное выражение своего мнения) и убеждений;

• экономические права – возможность иметь частную собственность, неприкосновенность частной собственности; возможность распоряжаться деньгами и имуществом; право на наследование;

• культурные права – право на духовное развитие, обучение, образование, свободу творчества, право на национальное самоопределение (использование национального или государственного языка, национальных обычаев и традиций).

Одними из важнейших прав являются: право на свободу и достоинство.

Свобода – самостоятельность и независимость человека от чьего-либо мнения. Личность сама делает выбор, опираясь на собственные интересы, цели и приоритеты. Достоинство – признание обществом ценности и уникальности конкретной личности, ее значимость для социальной системы.

Помимо прав граждане имеют юридические обязанности – это требования к поведению человека, установленные государством. Права и обязанности напрямую связаны между собой. Важнейшими обязанностями граждан являются: уважение и ненарушение прав других людей; непрепятствование своим правам и незлоупотребление ими; соблюдение Конституции и законов государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации. По Конституции Россия является президентской республикой с разделением трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Законодательную власть осуществляет Совет Федерации (двухпалатный парламент): Федеральное Собрание и Государственная Дума. Парламент создает законопроекты или принимает их для обсуждения. После одобрения законопроекта Думой и подписания Президентом он становится законом. Исполнительную власть осуществляет Президент, Правительство и местные органы (администрации). Судебную власть реализуют судьи и суды.

По административно-территориальному устройству Россия является Федерацией, состоящей из субъектов Федерации: краев, областей, республик. Россия имеет свой флаг, герб, гимн. Государственный язык – русский, национальная валюта – рубль.


13. Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Элементы конституционного строя РФ:

1) республиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти – многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9) организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.); 5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: