По мере приобретения практического опыта, ОБУ постепенно осваивает глазомерное наведение с расчетом в уме.
Сущность данного способа заключается в глазомерном определении непосредственно на экране ИКО по взаимному расположению цели и истребителя курса полета в ТНР и момента подачи команды на разворот для выхода истребителя на заданную дальность вывода (Двыв) по отношению к цели.
Наибольшую сложность для ОБУ представляет решение задачи наведения на первом и втором этапах.
Поэтому, если позволяет навигационно-тактическая обстановка, при наведении в заднюю полусферу (ЗПС), целесообразно выводить истребитель на встречно-параллельный курс к воздушной цели на интервале, равном двум радиусам разворота, т.е. I = 2 × R, с последующим разворотом на 180°. (Рис. 7.4.). Это намного упрощает решение задачи наведения.
Радиус разворота (R) самолета в горизонтальной плоскости в километрах при развороте с креном ( b) 60° можно рассчитать в уме по следующим эмпирическим формулам:
- при V£ 1500 км/ч:
|
|
R60° = V / 100 – 5,5(км) (7.1)
- при V > 1500 км/ч:
R60° = V / 100 – 4(км) (7.2)
Радиусы разворотов с углами крена 45° и 30° для рассчитываются по формулам 7.3 и 7.4 соответственно:
- при развороте с креном 45°:
R45° = 2 × R60° (км) (7.3)
- при развороте с креном 30°:
R30° = 3 × R60° (км) (7.4)
Время разворота на 180°в секундах можно с достаточной точностью для практики определить, используя следующие эмпирические формулы:
для крена: b = 60° t 180° = 0, 05 × V = V / 20 (7.5)
для крена: b = 45° t 180° = 0, 1 × V – 0, 01 × V = V / 10 – V / 100 (7.6)
для крена: b = 30° t 180° = 1,5 × V / 10= V / 10 + V / 20 (7.7)
Упрежденная дальность разворота (Дупр) для угла разворота 180° и угла встречи Θ = 0° определяется по формуле:
Д упр = V ц × t 180° – Д выв; (7.8)
Д выв = (Vи – Vц) × t сбл + Д п = Vсбл × t сбл + Д п; (7.9)
(где Д п – дальность пуска ракет)
Если учесть, что время разворота на 180°:
t 180° = , (где p = 3,1415…)
тогда: Д упр = × p × R – Д выв = n × p × R – Д выв, где n =
Если принять, что в среднем п равно 0,77, то для расчета Д упр в уме можно использовать формулу:
Д упр = 2, 4 × R – Д выв (7.10)
Момент подачи команды летчику на разворот можно определить по упрежденной дальности (Д упр) или по курсовому углу истребителя (Y и).
При выводе истребителя в ЗПС для определения момента подачи команды летчику на разворот по курсовому углу истребителя, воспользуемся рисунком:
Рис. 7.4. Определение момента разворота по курсовому углу истребителя
Курсовой угол истребителя (Yи) в момент подачи команды на разворот должен быть равен:
После преобразования формулы, путем сокращения на величину R, получим:
(7.11)
На основании выражения (7.11) заранее определяются курсовые углы истребителя в ТНР для различных соотношений Двыв / R и составляется таблица:
|
|
Курсовые углы истребителя в ТНР:
Двыв / R | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | |
Yи° |
При подходе истребителя к расчетному курсовому углу – Y и, для определенного соотношения: , подается команда летчику на выполнение разворота, т.о. определяется ТНР по заранее составленной таблице.