Мусульманские обряды и праздники

Это особые праздники ислама. Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому ка­лендарю. Мусульманский календарь - лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г., когда пророк Мухаммед, по пре­данию, переселился из Мекки в Медину. Мусульманский год распадается на 12 месяцев, которые носят названия: мухаррем, сафар, раби аль-авваль, раби ас-сани, джумада аль-авваль, джумада ас-сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-ль-када, зу-ль-хиджжа.

В шести месяцах по 30 дней, в остальных шести — по 29. Год лунного календаря, таким образом, на 11 дней меньше года, определяемого по солнечному календарю.

Мусульман­ские же праздники по отношению к солнечному календа­рю каждый год начинаются на 11 дней раньше, чем в пре­дыдущем году.

Главными, наиболее значимыми для мусуль­ман считаются Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Еженедельный праздничный день мусульман - пятни­ца. В то же время последователи отдельных направлений в исламе (к примеру, мусульмане-шииты) отмечают соб­ственные праздники и исполняют специфические обряды.

К мусульманским нередко причисляют и праздники, не имеющие прямого отношения к исламу, но отмечающиеся в странах распространения этой религии. Так, отмечают праздник весеннего равноденствия – Навруз. Это один из наиболее яр­ких и красочных праздников, дошедший до нас из глубины веков, приходится на 21-22, иногда - 23 марта - по григо­рианскому календарю.

Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начи­наются с появлением бутонов первых весенних цветов. Группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по улицам и распе­вать песни, посвященные наступлению весны. Их называ­ют «гулгардони» (с перс. – «ношение цветов»). Пос­ле шествия люди начинают готовиться к Наврузу. Убирают дома, готовят праздничные кушанья, шьют себе новые яр­кие одежды, которые надевают в ночь перед праздником. Есть и специальное ритуальное лакомство — суманак (со­лодовая халва).

В ярко освещенном доме на­крывают специальный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь блюд, название которых на фар­си начинается с буквы «син» - проращенные зерна, чес­нок, яблоко, уксус, барбарис, дикая маслина, шпинат. На стол ставят также зеркало, по обе стороны от него - канде­лябры, в которых зажигают свечи, число их должно соот­ветствовать числу членов семьи. На столе непременно: хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зеленый лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, петух, рыба, молоко, сыр.

Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом. Свечи, зажженные на столе, должны догореть, и на них нельзя дуть, чтобы не укоротить жизнь кого-либо из чле­нов семьи.

Повсюду, где распространен ислам, широко отмечается праздник жертвоприношения - Курбан-байрам. Он праз­днуется через 70 дней после окончания поста — Уразы. День жертвоприношения связывается с трансформированной в исламе библейской легендой о пророке Аврааме (Ибраги­ме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (Исмаила). Но бог послал ангела с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом событии каждый право­верный мусульманин обязан принести жертву (курбан) все­вышнему, т. е. зарезать овцу, корову или верблюда.

Верующие ревностно выполняют это требование. Ведь, согласно поучениям духовенства, тот, кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай. В праздник мусульманин, имеющий средства на покуп­ку животного, приносит в жертву: один человек - барана, овцу или козу; до 10 человек вместе (т. е. вскладчину) - одну голову крупного рогатого скота или верблюда. (Жи­вотное должно быть установленного возраста - однолетка). По шариату, баран, овца или коза может быть заколота за грехи одного человека, корова или бык - за семерых, а вер­блюд - за десятерых. Если жертва приносится по обету (на­пример, о рождении сына) или в знак покаяния за грехов­ные действия, то все мясо жертвенного животного раздает­ся неимущим. В обычных условиях треть мяса идет на празд­ничную трапезу семьи, а остальное раздается. Последнее означает или прямую раздачу кусков сырого мяса бедня­кам, или их кормление за своим столом блюдами из жерт­венного мяса, чтобы в праздник не было голодных. Риту­альное закалывание животных происходит как в первый, так и в последующие дни праздника, но оставлять мясо на послепраздничные дни запрещено.

За двадцать дней до наступления праздника не полагается весе­литься, устраивать торжественных угощений, надевать но­вые одежды, стричься и т. д. Накануне праздника пекут ри­туальные хлебцы.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся разнооб­разные блюда, прежде всего, мясные. Курбан-байрам про­должается три дня. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.

Ураза-байрам - второй по значению праздник ислама, который называ­ют еще и малым (большой - Курбан-байрам). Праздник окончания поста приходится на начало следующего за ра­маданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульман­ского лунного календаря), и называется ид аль-фитр - празд­ник фитр. Из названия этого религиозного праздника сле­дует, что правоверный, постившийся в течение месяца, обя­зан внести представителю духовенства фитр, т. е. подно­шение, состоящее обычно из пищевых продуктов или де­нег, а подчас и то, и другое.

Праздник длится три дня, со­провождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В истинном исламе во время этого праздника верую­щий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбы­вать наказание за его нарушение: совершать определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака (Закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую жив­ность.

Обряд праздника заключается в специальной общей мо­литве, за которой следует праздничная трапеза, затягиваю­щаяся на много часов. В эти дни посещают родственников и друзей, обмениваются подарками. Празднично одетые семьи выходят на прогулку. Обязательна раздача милосты­ни беднякам.

Традиционно считается необходимым посетить могилы прямых предков и родственников. Люди, в основном жен­щины, много времени проводят на кладбищах. В арабских странах на кладбище нищим раздают главным образом хлеб, зеленые и черные оливки.

Лейлят аль-кадр – торжественный мусульманский праздник ночи предопределений. Три последние ночи поста в месяц рамадан мусульмане отмечают особенно торжественно. Наиболее почитаемая ночь - это ночь на 27-е число рамадана (лейлят аль-кадр), т. е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшеству­ющие празднику разговенья, называются ночами бодрство­вания, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола Господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо, и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лёт пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои «определения», т. е. ука­зания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдель­ным людям, в частности.

Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если сумеют услышать, увидеть или распознать их, получают благорасположения высших сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидете­лями хотя бы одного знамения для того, чтобы заслужить к себе внимание могуще­ственных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повли­яли на их судьбу.

Своеобразие этого праздника заключается в том, что он отмечается на фоне воздержания от еды и питья в течение всего светового дня поста рамадан. Следовательно, это ноч­ные праздники с разнообразными и вкусными кушаньями после дневного поста с томительным ожиданием вечера.

Не мене почитаем в исламе и праздник Мирадж. Он посвящен памяти чудесного ночного пу­тешествия пророка Мухаммеда на быстром коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесе­нию его на небо, случившемуся 27-го числа месяца раджаб.

Этот праздник был установлен после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана свя­тость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание святых мест этого города. В 27-ю ночь месяца раджаба про­рок Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иеру­салим, а оттуда - к престолу аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы; во время нее Мухаммед из­рек 99 тысяч слов. Все это, гласит предание, произошло мгновенно - из случайно опрокину­того сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды.

Это предание, как и сам праздник, весьма популярно сре­ди мусульман, но в разных мусульманских странах празд­ник имеет свои ритуалы его проведения: с постом в тече­ние дня и праздничной вечерней трапезой или без воздер­жания от еды и питья днем.

Праздник Мавлюд ан - Наби установлен в честь для рождения пророка Му­хаммеда. Отмечается он 12 числа лунного месяца - раби аль- авваля. Впервые был объявлен официальным праздником в XVII в. в Османской Империи. До сих пор приверженцы чистого ислама отвергают его как нововведение, противо­речащее букве и духу ислама.

Мавлюд ан - Наби широко празднуется в Сирии, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. В Пакистане он является официальным праздником, отмечаемым в течение трех нерабочих дней. Праздник сопровождается молитва­ми и проповедями в мечетях, чтением вслух стихов, вос­хваляющих Мухаммеда, обязательной раздачей милостыни неимущим и праздничными угощениями.

Особое место в исламе занимает рамадан. Большой пост в течение месяца рамадан (рамазан) обя­зателен для всех взрослых, здоровых и ритуально чистых мусульман. Ритуальная чистота (тахара) в исламе не сво­дится только к поддержанию чистоты и опрятности, но оз­начает освобождение от всего оскверненного. От поста ос­вобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые, те, кто занят на тяжелых работах, уча­ствует в военных действиях, путешествует и т. д.

Поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть и пить разрешено. Но от зари и до заката, помимо при­нятия пищи и супружеской близости, запрещаются куре­ние, вдыхание ароматных запахов и некоторых традиционных медицинских процедур. Вечером же, после заката, постящийся должен принять фатур - легкую пищу, вторая еда - сахур принимается перед возобновлением по­ста на заре.

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва - одна из основных обязанностей верующих в исламе. Перед на­мазом совершается ритуальное омовение - тахара.

Первая, утренняя молитва состоит из двух рак-атов (т. е. поклоне­ний); вторая, полуденная - из четырех; третья - во второй половине дня до заката солнца из четырех рак-атов; чет­вертая - при заходе солнца - из трех и пятая - в начале ночи - из трех рак-атов. В месяц рамадан введена особая молитва, совершаемая после проведенного днем поста.

Молитва может быть прочитана где угодно, за исключе­нием нечистых мест (отхожие места, бойни и т. п.). Во всех случаях молящийся должен повернуться лицом в сторону Мекки.

Во всём мусульманском мире известен Суннат - обряд обрезания крайней плоти, которо­му подвергаются мальчики в 7-10 лет. Само происхожде­ние слова «суннат» говорит о том, что обряд относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной – особым дополнением и разъяснением Корана. Среди мусульман широко распространено мнение, что сун­нат полезен и даже необходим мужчине, целесообразен в гигиеническом отношении. Этот обряд рассматривается также как важная черта, характеризующая национально-религиозную принадлежность.

В мусульманских странах брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответ­ствующих обрядов, освящен именем аллаха. Такой религи­озный свадебный обряд называется никах. Вступающие в брак, их родители, ближайшие родственники приглаша­ют муллу, который совершает обряд никах, т. е. читает со­ответствующие суры Корана, спрашивает, согласны ли сто­роны вступить в брак. При этом молчание женщины при­нимается за ее полное согласие. Совершая никах, мулла читает обычно четвертую суру Корана, которая называется «Женщины». В суре подчеркнуто право мужчины на мно­гоженство, на одностороннее расторжение брака, на при­менение наказаний, но осуждается излишняя жестокость мужа к жене, оговариваются имущественные права женщи­ны - на приданое, на наследство.

Джиназы - мусульманский погребальный обряд. Тело покойного у мусульман обычно предают земле в течение 24 часов после смерти.

В первоначальном исламе отношение к погребению было предельно простым. Это шло от кочевнических традиций. Бедуины не знали специальных кладбищ. Покойного про­сто закапывали в землю, не ставя даже надмогильных кам­ней. Когда хоронили героя, то в знак уважения к нему на месте погребения убивали верблюда: больше туда никто не возвращался, и скоро исчезали все следы захоронения.

В настоящее время чаще всего тело покойного обмывают, натирают благовониями, ра­створом камфары, заворачивают в саван (кафан) из белого полотна, также пропитанного ароматическими вещества­ми. Саван завязывается у головы и ног. Гроб или погребаль­ные носилки накрывают черным покрывалом и несут голо­вой вперед. Траурная процессия обычно не останавливает­ся у мечети и следует прямо на кладбище. Перед захороне­нием мулла читает молитву, как правило, — это сура 36, называемая «Йа-син».

Покойника кладут в могиле по-разному, исходя из мест­ных народных обычаев. Но если хоронят в гробу, тело дол­жно лежать либо головой, либо правым боком к Мекке. Если хоронят в саване, то слегка присаживают в нише, вырытой в боковой стенке могилы: лицо при этом должно быть об­ращено к Мекке.

Обычай приносить в жертву скот во время поминок сохранился в исламе. По мусульманским поверьям, жертвоприношение искупает мелкие грехи покойного, т. к. мясо убитого скота распределяют между бедняками.

В наши дни, в большинстве случаев, после похорон устраиваются обильные угощения для всех присутствующих (поминки). Отмечаются поминками также на седьмой, сороковой дни и годовщина смерти.

Ашура (шахсей-вахсей) - день скорби у мусульман-шиитов. Суть его в траурных религиозных церемониях, совершаемых в десятый день месяца мухаррема. Этот день скорби установлен в память о «мученической кончине» имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. В этот день истинные мусульмане, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязани­ем, бичуют себя, наносят себе увечья в память о мучени­ческой кончине Хусейна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: