Современные нетрадиционные религии и культы: общая характеристика и классификация

Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять разновидностей нетрадиционных религий.

. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.

. Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience - наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель - «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.

. Неоориенталистские культы. К ним относятся «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.

. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.

. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.

Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л. Н. Митрохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности.

2.Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом».

3.Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам.

.Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства.

.Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.

.Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

Дворкин А.Л. В работе «Сектоведение. Тоталитарные секты» пишет о том, что все новые религиозные движения делятся на «христианские» (например, ЦХ, «виссарионовцы», мормоны, «Семья», муниты и т. д.), «восточные» (например, кришнаиты, «Аум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга» и др.), «психологическо-терапевтические» (например, сайентология, «Лайф Спринг», «ЭСТ» и др.) и движение «Нью эйдж» («Новой эры»). Слабость этой классификации в том, что только очень немногие секты можно уместить в одну из этих категорий. Например, такая обычно относимая к христианским секта, как мормоны, на самом деле в основе своей является гностико-языческой системой, а другая секта из этой же группы - мунизм - это чисто восточная смесь шаманизма, синтоизма, конфуцианства и спиритизма в обрамлении нескольких христианских терминов.

Маргарет Тэлер Сингер предлагает следующую классификацию:

1.Неохристианские религиозные группы

2.Индуистские и восточные религиозные группы

.Оккультные, колдовские и сатанистские группы

.Спиритические группы

.Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией

.Расовые группы

.Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов

.Психологические или психотерапевтические группы

.Политические группы

10. Системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития

Классификация нетрадиционных религий по Рональду Энроту:

1.Восточные мистические группы

2.Псевдохристианские группы

.Духовно-психологические группы и группы самоусовершенствования

.Эклектичные и синкретические группы

.Парапсихологические, оккультные и астральные группы

Классификация по Майклу Лангоуну:

1.Восточная медитация

2.Движения, основанные на Библии и христианстве

.Оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная магия

.Политический терроризм

.Психотерапия / самореализация

.Группы по избавлению от наркотической зависимости

.Коммерческие

Е.Г. Балагушкин за основу типологии нетрадиционных религий берёт их отношение к социальной реальности, в соответствии с чем все религии можно определить как принадлежащие к одному из следующих типов: обновленческие, оппозиционные, альтернативные и адаптированные.

Б. Фаликов указывает, что существует четыре типа нетрадиционных религий. К ним исследователь относит религиозные объединения, импортированные из других культурных ареалов; нетрадиционные религии, возникшие в результате традиции; движения, имеющие своей основой оккультную традицию; синкретические нетрадиционные религии.

О.А. Богданова в основу классификации нетрадиционных религий кладёт их отношение к традиционному христианству, исходя из этого исследователь выделяет псевдохристианские, нехристианские и антихристианские религии.

Итак, сложность любой классификации в том, что, по существу, все современные тоталитарные секты суть ветви единого оккультного древа. При такой их текучести и эклектизме в принципе невозможно создать однозначную классификацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: