Социальные инновации как технология социальной работы

Инновационная технология – системно-организованная совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, использования средств вычислительной техники и связи.

Социальное нововведение – создание новых средств для удовлетворения социальных потребностей.

Социальная инновация – сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике.

Особенности социальных инноваций:

1. Результат коллективного творчества (при разработке материально-технических инноваций преобладает индивидуальное авторство);

2. Отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера;

3. Более четкая обусловленность внешней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.

Классификация:

А) по уровню и объему социального нововведения: глобальные, региональные, локальные;

Б) по сфере общественной жизни: социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах

В) по масштабу использования: единичные, диффузные (распространяемые на многие объекты);

Г) в соответствии со структурой социальной сферы в целом: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и д.;

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказываются несостоятельными.

Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт.

Инновационный процесс – процесс генерирования новых идей, разработки, экспериментальной апробации, распространения и использования.

Инновационный цикл – период от возникновения до практического применения нового.

Факторы, тормозящие инновационный процесс:

1. Социально-экономическе (отсутствие профессионализма, финансирования);

2. Психологические (Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании).

К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.);

Социальной базой, субъектом социальных нововведений являются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности — создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества); по отношению к основной специальности — профессионалы и самодеятельные инноваторы; но количеству участвующих — коллективные и индивидуальные инноваторы; по предмету инновационной деятельности — инноваторы — разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.

В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине — современные методы лечения от алкоголизма, на производстве — новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике — новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно не только передает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы. Инновационный метод – метод, основанный на новых идеях и принципах, открывающий новые возможности для решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной жизни.

Инновационный метод развивался в виде различных форм:

- инновационная игра как метод исследования и развития организаций;

- игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;

- социотехническая игра, основанная на принципах работы социальных технологов;

- «императивная» форма, возникшая при разделении инновационной игры на метод и форму его осуществления;

- матричная форма, сочетающая в себе правила инновационного метода и базовой технологии действий по исследованию, обучению и практическим действиям.

Нововведения в социальных службах как в нашей стране, так и за рубежом являются предметом научных исследований, которые осуществляются по различным направлениям: исследования программ, экспериментальные социальные нововведения, исследования в области создания методик и моделей и т. д. Новой является модель эволюционного исследования, которая может быть применена к самым разным способам изучения развития технологий социальной работы. Модель предполагает фазы эволюционного исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения).

Фазы социальных инноваций:

1. Анализ (обозначение проблемы, ее идентификация, актуализация, определение метода исследования);

2. Разработка (определение целей и направленности нововведения, сбор и обработка информации, поиск и отбор альтернативных решений; соединение воедино компонентов разработки; доводка нововведения в реальных условиях; решение процедурных вопросов его применения или описание способа использования нововведения. Успешное выполнение каждого этапа увеличивает вероятность того, что нововведение будет соответствовать задачам социальной службы, для решения которых оно было разработано);

3. Развитие (исследование нововведения, его пробное применение, проверка адекватности и переработка);

4. Оценка (затраты, эффективность и продуктивность);

5. Распространение и внедрение (заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении).

В целом эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепринятым методам исследования и требуют особой подготовки и обучения профессиональных социальных работников.

Примером практического осуществления инноваций являются негосударственная пенсионная система, основанная на страховой схеме, при которой размер пожизненной пенсии определяется исходя из прогноза средней продолжительности жизни;модель центра социального обслуживания населения «Раменки» в г. Москве и т.д.

Технология социальной адаптации: содержание, уровни, методы, меха­низмы.

Социальная адаптация – процесс активного включения клиента в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов.

В учреждении социального обслуживания населения создают поддерживающую среду, обеспечивающую преодоление трудной жизненной ситуации следующие условия:

1) организация обучения социальным навыкам;

2) освоение социальных ролей в деятельности, организуемой специалистами;

3) формирование организационной культуры учреждения социального обслуживания населения, основанной на жизненных ценностях: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке;

4) образование общности клиентов, которая способна регулировать поведение и содействовать развитию самоконтроля у клиента, проявлению его индивидуальности;

5) обеспечение признания окружением клиента достигаемых им результатов и внешнее выражение данного признания.

Технология социальной адаптации это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.) обеспечивающая развитие умения объекта социальной работы преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса социальной адаптации клиента определяется следующими этапами: подготовительного; включения в социальную группу; усвоения социально-полезных ролей; развития устойчивой социально-психологической адаптированности.

Приведем их характеристику:

1. Подготовительный этап. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Здесь проводятся различные методики социальной диагностики: интервью, наблюдение, метод независимых характеристик, биографический метод и др.

2. Этап включения в социальную группу. Его содержание включает ознакомление с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Обеспечивают социальную адаптацию клиента на данном этапе следующие приемы: техника «идущее вниз сравнение» основана на, возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; техника «позитивного истолкования событий» предполагает поиск хороших моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания населения. На данном этапе возможно применение методик, обеспечивающих осознание собственных результатов и достижений.

3. Этап усвоения социально - полезных ролей. Он осуществляется через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Одной из форм реализации данного этапа является игра «Выбор».

4. Этап устойчивой социально-психологической адаптированности, характеризующийся способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умению самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку. Одной из игровых форм, способствующей социальной адаптации клиента на данном этапе, является игра: «Предложи помощь». Ведущий говорит о том, что человек достаточно часто встречается в своей жизни с проблемами и пытается их преодолевать, но не каждый умеет помочь разрешить другому проблемные ситуации.

Специалист по социальной работе объясняет содержание игры: один из играющих сообщает о личной проблеме, стоящей пред ним, а другой предлагает ему свою помощь. Надо выбрать один из предложенных вариантов и обосновать свой выбор. Участники игры разбиваются на пары. Определяются роли «Предлагающего помощь» и «Субъекты проблемы» после проигрывания игровой ситуации участники меняются ролями. Специалист проводит наблюдение за играющими. Далее совместно все участники и ведущий подводят итоги занятия.

Особенности осуществления социального прогнозирования в социальной работе. Способы разработки прогнозов.

Прогнозирование в социальной работе означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии социального явления в будущем. В узком значении прогнозирование в социальной работе означает специальное научное исследование перспектив развития социального явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого

Прогностическая деятельность в социальной работе — вид познавательной деятельности по разработке социального прогноза, имеющей интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо социального явления или процесса.

Прогнозирование в социальной работе как метод научного познания представляет собой обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний о вероятностных будущих изменениях объектов, явлений или процессов в социальной работе, отвечающие критериям эмпирической проверяемости и опровержимости.

Субъектом прогнозирования в социальной работе являются организации, предприятия, учреждения или отдельные лица, осуществляющие разработку прогноза в социальной работе.

Объекты прогнозирования в социальной работе – это процессы, явления и события в социальной работе, на которые направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования.

Существуют несколько основных, дополняющих друг друга способа разработки прогнозов в социальной работе:

- анкетирование (интервьюирование, опрос) — опрос на­селения, экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъективные оценки прогнозного характера. Особенно боль­шое значение имеют экспертные оценки. Опросы населения в практике прогнозирования применяются пока что сравни­тельно редко;

- экстраполирование и интерполирование (выявление про­межуточного значения между двумя известными моментами процесса) — построение динамических рядов развития пока­зателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основа­ния прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (рет­роспекции и проспекции социальных прогнозных разработок);

- моделирование — построение поисковых и норматив­ных моделей с учетом вероятного или желательного измене­ния прогнозируемого социального явления на период упреждения прогно­за по имеющимся прямым или косвенным данным о масшта­бах и направлении изменений (сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения и т.д.).

Процесс прогнозирования в социальной работе предполагает проведение краткого ретроспективного анализа прогнозиру­емого социального объекта; описание его современного состояния (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем (уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области).

Практическое назначение прогнозирования в социальной работе связано с подготовкой обоснованных социальных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том, в каком направлении желательно развитие объектов в социальной сфере (социальная защита, здравоохранение, образование, молодежные проблемы и др.), как действительно может протекать развитие социальных объектов, процессов, явлений, каков механизм преодоления негативных тенденций в социальной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: