Понятие инвалидности. Правовые основы социальной защиты инвалидов. Технологии социальной работы с инвалидами

В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия «инвалид» – это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите. Таким образом, согласно законодательству РФ, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию

Важнейшими причинами и факторами инвалидности в соврем.обществе являются:

- бедность;

- низкий уровень развития здравоохранения;

- вредные и опасные условия труда;

- неудачный процесс социализации;

- противоречивые нормы и ценности и другие.

основную цель социальной работы с инвалидами можно сформулировать следующим образом: ликвидация социальных барьеров инвалидности, преодоление маргинальности и аутоидентичности инвалидов и формирование безбарьерной социальной среды их жизнедеятельности. Технологии соц.работы:

Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая восстановить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и, по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая собой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве

Технология социального обеспечения включает в себя такие элементы как:

- формирование соответствующей нормативно-правовой базы;

- определение круга организаций и учреждений, в обязанности которых входит социальное обеспечение инвалидов и определение порядка деятельности этих организаций;

- аккумулирование необходимых для социального обеспечения инвалидов средств;

- определение порядка соответствующих выплат и их систематическое осуществление;

- обеспечение инвалидов необходимым для нормальной и полноценной жизни инвентарём (коляски, протезы, автомобили и др.);

- организация и осуществление систематической и квалифицированной медицинской помощи.

В-третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах.

Этика социальной работы. Профессиональные знания и умения, обязательные для овладения специалистом, этические требования к нему. Требования к профессиональным и личностным качествам социального работника

Соблюдение разумных интересов клиента.

Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий.

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента есть проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека..

Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, причем причины этого обстоятельства могут быть разными – как объективными, так и субъективными.

Социальный работник не имеет права предъявлять ко всем клиентам одинаковые требования и давать одинаковые рецепты на все случаи жизни без учета личностного фактора и обстоятельств.

Конфиденциальность – один из ведущих принципов сотрудничества социального работника и клиента.

Доброжелательность– основа нравственной культуры социального работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий его успешного взаимодействия с клиентом.

Бескорыстие– необходимый принцип этики социальной работы.

Честность и открытостьво взаимоотношениях социального работника и его клиента являются основой их взаимного доверия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества.

Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;

• анализировать и выявить проблемы и концепции;

• применять на практике свои знания и понимание проблем;

• применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

• общаться вербально, невербально и письменно;

• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;

• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;

• использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;

• оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: