Значення рішень ЄСПЛ для судочинства країн учасниць Конвенції про захист прав людини та основоположних свобод 1950 р

Решения ЕСПЧ выносятся в форме мотивированных постановлений на английском или французском языках. По структуре и содержанию решение ЕСПЧ включает в себя описание процедурных вопросов, вопросов фактов, вопросов права и резолютивная часть, где констатируется факт нарушения ЕКПЧ или Протоколов к ней государством-ответчиком и отражается решение о справедливой компенсации. При этом ЕСПЧ не пересматривает решения национальных судов по существу. Он оценивает действия и решения национальных властей с точки зрения того, нарушают ли они предусмотренные Конвенцией или Протоколами к ней права человека или нет. «Во-первых, Суд анализирует, было ли вмешательство в право совершено «в соответствии с законом». Во-вторых, он рассматривает, было ли оно произведено «в интересах общества». И, в-третьих, Суд изучает вопрос соразмерности вмешательства, то есть устанавливает, сохраняется ли справедливый баланс между требованиями общих интересов общества и требованиями защиты фундаментальных прав отдельного индивида».153

Вынесенное Судом решение (постановление) подписывается, оглашается и публикуется для всеобщего ознакомления.

Сторонам и другим заинтересованным учреждениям и лицам высылаются заверенные копии решения. В исключительных случаях любая из сторон может в течение трех месяцев может подать в письменном виде в Секретариат прошение о пересмотре дела Большой Палатой, если, по ее мнению, в решении затрагиваются серьезные вопросы толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. Однако Большая Палата принимает прошение, если полагает, что дело действительно поднимает такого рода вопрос или проблему. Отклонение прошения не обосновывается. В случае принятия прошения Большая Палата разрешает дело (исключительно по имеющимся материалам) и выносит новое Постановление, которое является окончательным. Окончательным также считается первое решение ЕСПЧ, если: 1) стороны не попросили о рассмотрении жалобы Большой Палатой; 2) если Большая палата отказала в рассмотрении.

Согласно Правилу 80 Регламента «каждая сторона, в случае вновь открывшегося фактического обстоятельства, которое в силу своего характера могло бы иметь решающее значение и которое не было известно Суду при объявлении постановления, а также в разумной мере не могло быть известно этой стороне, вправе обратиться к Суду в течение 6 месяцев после того, как ей стало известно об этом фактическом обстоятельстве, с обращением о пересмотре постановления». Пересмотр решения в случае вновь открывшихся решающих обстоятельств является исключительной процедурой.

Исполнять окончательное решение Европейского Суда в силу ст. 46 ЕКПЧ обязано само государство, являющееся стороной (ответчиком) по делу, а надзор за исполнением осуществляется Комитетом Министров. Исполнение соответствующим государством решения ЕСПЧ может состоять в принятии мер общего, индивидуального характера и в выплате назначенной Судом справедливой компенсации.

Меры общего характера представляют собой предписания о необходимости внесения соответствующих изменений в национальные законы и в сложившуюся правоприменительную практику с целью приведения ее в соответствие с европейскими стандартами. Однако, имеющиеся различия (порою существенные) в социально-экономическом, политическом, культурном, правовом уровне развития государств-членов Совета Европы не всегда делает возможным принятие таких мер в точном соответствии с предписаниями Европейского Суда, поскольку это может привести к весьма негативным, деструктивным процессам в жизни государства и общества. В этом случае, реализация общих мер требует проведения более серьезной и кропотливой работы соответствующих компетентных органов с Европейским Судом по правам человека в плане выработки взаимоприемлемых подходов к разрешению возникших проблем.

Меры индивидуального характера выражаются в отмене • Верховным судом РФ окончательного судебного решения и возобновления производства по делу на основании п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ, а также в выплате Минфином РФ назначенной Европейским Судом по нравам человека компенсации.

В Рекомендации (2000) 2 по пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского суда по правам человека указано, что в определенных обстоятельствах пересмотр дел и возобновление производства являются самыми эффективными, если не единственными, мерами для достижения restitutio in integrum (восстановление положения лица, в котором оно находилось до нарушения Конвенции). На основании чего странам ЕС предлагается убедиться в существовании у них адекватных возможностей достижения restitutio in integrum и обеспечить в своих национальных правовых системах возможность пересмотра или возобновления производства в тех инстанциях, в которых Европейским Судом были установлены нарушения Конвенции. Особенно это должно касаться случаев, когда сторона продолжает испытывать негативные последствия от решения национального суда и это положение невозможно исправить без пересмотра дела, а также когда в решении Европейского Суда установлен факт противоречия между решением национального суда и ЕКПЧ или когда нарушение Конвенции основано на серьезных процедурных ошибках, влияющих на результаты внутригосударственного разбирательства.

Решения Европейского Суда по правам человека, выносимые в адрес Российской Федерации, деятельность этого Суда, осуществляемая на основе общепризнанных демократических стандартов, играет весьма позитивную роль в деле становления в нашей стране демократического правового государства и гражданского общества, а также повышает правовую защищенность российских граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: