1. Изучение состояния проблемы, постановка проблемы, выборобъекта и предмета исследования, обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции, выдвижение гипотез.
3. Планирование исследования, определение цели и задач, выбор методов и методики.
4. Сбор данных и их описание. В теоретическом исследовании – поиск и выбор фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения.
5. Обработка данных.
6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация ре-зультатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7. Соотношение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Основные методологические принципы:
− принцип детерминизма. Всякое явление имеет причину, всякое психологическое исследование является поиском причины. Формы детерминизма: системный, статический, целевой;
|
|
− принцип единства сознания, деятельности и общения. Сознание и все психические свойства человека проявляются и формируются в деятельности и общении с другими людьми;
− принцип развития. Все психические явления рассматриваются как постоянно развивающиеся и изменяющиеся.
Понятие о психике природа и механизмы психических явлений основные функции психики мозг и психика.
Психика связана с работой мозга. А в основе работы мозга лежит рефлекс (отражение)
Существуют три основные формы отражения:
− психическая – как ответная реакции живого организма на раздражитель;
− физическая – как отражение звука, света и т.д.;
− физиологическая
Таким образом, психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении объективного мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания. Психика – сложная иерархическая самоорганизующаяся система смножеством обратных связей на всех уровнях. Ее основным свойством является целостность и системность (по Б.Ф. Ломову). Сложность психики позволяет лишь условно выделить в ней какие-то структурные элементы.
В психической реальности выделяют:
− эндопсихику (отражает внутреннее состояние организма);
− экзопсихику (отражает факторы внешней среды);
− интрапсихику (отражает свой «собственный продукт»).
Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств, между которыми существует тесная взаимосвязь. Новые данные отечественной психологии и нейропсихологии теоретически и экспериментально показывают, что, во-первых, человеческая психика не есть результат или прямое продолжение естественного разви- тия элементарных форм поведения и психической жизни животных; во-вторых, психические функции человека формируются прижизненно, путем усвоения им социального опыта, а сам процесс усвоения – это специфическая форма психического развития, свойственная лишь человеку. Эволюция психики выражается в усложнении функций рецепторов исигнальной деятельности нервной системы, а также в усложнении форм поведения и совершенствовании способности к индивидуальному научению.
|
|
Так, например, Б.Ф. Ломов выделяет три взаимосвязанные функции:
− познавательную;
− регулятивную;
− коммуникативную;
В развитии психики животных выделяют три стадии: сенсорную, перцептивную и интеллектуальную.
Для сенсорной стадии характерно отражение отдельных раздражителей, отдельных свойств предметов
К стадии перцептивной психики относятся позвоночные животные –от рыб до млекопитающих, а также членистоногие, головоногие моллюски. Появляется центральная нервная система (происходит выделение головного и спинного мозга).
На стадии интеллектуального поведения находятся высшие животные (приматы, дельфины, собаки). Появляются новые зоны в коре больших полушарий, зарождается возможность абстрагировать.
Можно выделить 3 основные функции психики:
- отражение воздействий окружающего мира
- осознание человеком своего места в окружающем мире
- регуляция поведения и деятельности